статьи
  Статьи :: Русское государство
  
  С немощью центра должны покончить регионы
19.03.1997


Губернаторы, вместо того чтобы заниматься своими местными проблемами подхватывают не весть кем брошенный миф о бюджетном федерализме.  

С немощью центра


должны покончить регионы



 


Выборы русcких губернаторов приводят к власти энергичных людей, легко обыгравших присланных или поддержанных центром политкомиссаров, скрывших от них свою активную позицию под маской “хозяйственников” прежнего номенклатурного образца, деполитизированных и лояльных режиму администраторов.


В то же время, избранные губернаторы со своими проектами, оправдывающими предпочтение тех, кто отдал за них свои голоса на выборах, вносят новые интонации в отношения центр-регионы, заставляя многих аналитиков вспоминать сценарий распада СССР.


Действительно, нет ли опасности того, что губернаторы и президенты внутренних республик продолжат глотать суверенитет большими кусками — кому сколько захочется, и растащат несущие конструкции российской государственности по своим норкам? Не захлебнемся ли мы в региональном сепаратизме?



 


Опасность очередного бюрократического передела



Основания для тревоги возникают, прежде всего, в связи с экономическими проблемами. Губернаторы, вместо того чтобы заниматься своими местными проблемами (дороги, милиция, жилье, транспорт, связь...), подхватывают не весть кем брошенный миф о бюджетном федерализме, принципы которого никому толком не ясны, но возбуждают надежды, что от общероссийского пирога в пользу региона можно что-то отщипнуть. Вот и начинают регионы мерять свой вклад в бюджет страны, похваляясь прибылью, полученной другими. А ведь если и есть какой-то вклад губернатора в прибыль предприятия, то по большому счету где-то есть и убыль, коль скоро губернатор занимается не своим делом.


Действительно, хватит ли у администратора времени для насущных дел, если он начинает опекать какое-нибудь предприятие ВПК, ходатайствовать о налоговых льготах для него, вникать в вопросы перепрофилирования... Пусть этим занимается частный предприниматель или государственная дирекция самого предприятия! Так и коррупции будет меньше и гражданам больше пользы. А если пришло желание поддержать бизнес — защищайте его от собственной бюрократии и бандитов, проводите ярмарки, создавайте учебные и консультационные центры...


Пока в регионах больше предпочитают хвастать налоговыми поступлениями, которые получены за сотни километров от границ той или иной области. Просто юридический адрес прибыльного предприятия оказывается именно здесь. Но если прибыли и налоговые поступления связаны с юридическим адресом лишь формально, то любимая тема о регионах-донорах теряет всякий смысл. Донорами являются не регионы, а предприятия, и губернаторы здесь не при чем. Может быть стоит закрыть эту тему и не наводить тень на плетень?


Что же касается попыток переделить налоги, отнять у центра хотя бы часть налоговых поступлений, то здесь мотивом является вовсе не стремление организовать разумную налоговую систему, а попытка взять под контроль как можно больше средств. Удастся ли их использовать эффективнее центра?


Если взять государственную экономику в целом, то система, как можно убедиться без всяких подсчетов, работает с отрицательной эффективностью, работает в убыток. Для того, чтобы содержать государственные институты приходится проедать налоги и распродавать госсобственность. И то не хватает ни на зарплаты, ни на пенсии, ни на армию.


Казалось бы — вот и объяснение тому, почему центру надо расстаться с львиной долей своих полномочий. Но ведь на дурно работающем предприятии вовсе не обязательно делать дирекцию декоративной, распределяя ее функции по цехам. Дело в том, чтобы сменить руководство, подыскать более подготовленных, мыслящих людей. Тогда и в цехах закончится разруха.


Та разруха, от которой страдают регионы, не может быть ликвидирована сепаратистскими нововведениями. Стоящие заводы никому не нужны — ни центральной, ни региональной власти. Так может быть хватит делиться на центр и регионы и рвать шагреневую кожу на себя, а попытаться построить систему управления по уму? Ведь и институт соответствующий имеется — Совет Федерации.


Фактически конкуренция между различными уровнями государственной бюрократии подменяет здоровую экономическую конкуренцию, осложняя ее администрированием — непрерывными бюрократическими перестройками.



 


Перестать душить местное самоуправление!



Высшая власть в государстве любит время от времени выступить с причитаниями, что “мало у нас поддерживают местное самоуправление”. Между тем, с 1993 года прошло не так мало времени, чтобы на самими же выжженном месте ровным счетом ничего не посадить, за исключением пары принятых неизвестно для кого законов. Теперь о местном самоуправлении начали печься губернаторы. Есть опасность, что эффективность будет та же.


Дело в том, что хозяин области стремится накрывать своим влиянием все, что видит глаз. Его раздражает невозможность вмешиваться в мелочи и повелевать, ему мешают альтернативные центры власти, его тревожат попытки распоряжаться госсобственностью без его ведома. Старая система приучила губернатора не учреждать общие правила, а искоренять конкретные недостатки. Вот и искореняется местное самоуправление вместе с недостатками.


Самый легкий способ борьбы с самоуправлением — пустить дела на самотек и ожидать, когда взойдут непосеянные зерна. А пока самоуправление самозарождается, можно порассуждать о недостатке необходимых законов и привычно свалить все на Госдуму.


Региональные власти здесь стремятся урвать у центра побольше и ни с кем не поделиться, надеясь потихоньку вывести новую породу активистов-самоуправленцев, которые будут ручными от рождения. Поэтому краны текут, детские площадки разрушаются, соседи дерутся и т.п. До коммунальных проблем местные власти при всем желании добраться не могут, а отдать коммунальное хозяйство в руки самоуправляющихся общин боятся — потом возись с ними, придумывай способы воздействия, езди договариваться...


Если действовать по уму, а не по праву силы, то самоуправление необходимо создавать, несмотря на неизбежные конфликты. И не надо ссылаться на отсутствие законов. Если чиновнику требуется “пробить” какой-то проект, он любой закон сумеет обойти. Может быть и с самоуправлением проявить изобретательность?



 


Сепаратизм под маской федерализма



Чиновники президентской администрации любят порассуждать о чудесном перерождении, которое сотворено с РФ с помощью Конституции 1993 года. Если же обратиться к реальности, то успехи в области формирования системы самоуправления или отношений центр-регионы — явление виртуальной реальности, в которой живут в Кремле и на Старой площади. Там все время перестраивают воздушные замки и рапортуют об успехах, выдвигая новые планы реконструкции.


Но даже в эту виртуальную реальность пробивается грубая истина — единое правовое пространство, худо-бедно существовавшее в РФ до 1993 года, полностью разрушено. Источников законотворчества, в соответствии с принципами дурно усвоенного западного федерализма, стало в РФ такое количество, что невозможно весь поток их административного восторга собрать в одной библиотеке или компьютерной сети, увязать воедино — тем более.


Надо ли объяснять, что в такой ситуации не нарушать установленные правила просто невозможно, а значит, любая активность (экономическая или социальная) наказывается всегда и неукоснительно. Регионы и центр в этом деле до сих пор активно подыгрывали друг другу, а страна продолжала катиться под откос. Не пора ли захлопнуть ящик Пандоры вместе с федералистическими фантазиями, мешающими налаживанию эффективной системы управления? Зачем вам, господа губернаторы, в любом уезде городить микрогосударство со своим парламентом и дипломатическим протоколом? Если экспериментировать хотите, то найдите страну, которую не жалко!


То же самое хотелось бы сказать и в адрес лидеров внутренних республик, да вряд ли они вменяемы при сегодняшнем развале центральной власти. Ведь власть эта заявляет на всех углах, что тенденции к сепаратизму в основном преодолены. Точно, преодолены... Потому что сепаратисты уже добились всего, чего хотели. Причем, в условиях полного отсутствия какой бы то ни было межэтнической вражды (об этом говорят цифры социологических опросов)! А коли так, то центром эрозии государственности являются не этношовинисты, а центральная власть, дающая им поднимать головы и, скрываясь под масками федералистов, смущать нацменьшинства мифами о самостоятельной государственности.


Один откровенный президентский аналитик сказал, что федерализм из предмета гордости команды Ельцина превратился в предмет тревоги. Только тревожиться стали поздно, не использовав никак имевшуюся до выборов губернаторов централизацию власти. Вместо выстраивания пирамиды государственного управления и ликвидации суверенных уделов на территории страны, надорвались в своем федералистском упорстве и уступили — дозволили выборы губернаторов, которым теперь не знают как указать на нарушение законов и склонить к исполнению Конституции. Ведь любая избранная персона у нас сразу чувствует себя неподотчетной и неподсудной!


Распространив риторику федерализма из центра, Кремль наплодил мелкопоместных князьков, обустраивающих подконтрольную территорию по своему усмотрению. В результате процесс сепаратизма покатился дальше и дальше, располосовывая страну нелепыми границами, нарезая ее территорию на лоскутья с самыми разными правилами игры. Какая экономика это выдержит, какой западный инвестор сунется в эту неразбериху?


Тот факт, что большинство населения внутренних республик чурается мыслей о выходе из состава РФ, слабо утешает. Точно так же население не собиралось расставаться с СССР. За него решили этот вопрос бюрократы, которым хотелось поцарствовать, не угнетаясь верховной властью. Точно так же властвуют теперь и суверенные чиновники на территории РФ, раздерганной на 89 уделов и тысячи васальных наделов.



Вывод из сказанного ясен: центральная власть предельно неэффективна по всем основным параметрам, которые можно измыслить по поводу ее деятельности. Отсюда сепаратизм, экономическое обособление регионов и подавление местного самоуправления. Остановить все это, прекратить распад государства может только просветление в умах тех, кто сегодня получил мандат доверия от населения и стал губернатором.


Сам собой государственный и экономический механизм не возникает. Как ни мечтали либералы всех мастей, ничего само собой не получилось. Значит региональные лидеры должны найти в себе силы для объединения ради того, чтобы учредить эффективную центральную власть и взрастить местное самоуправление, в пользу которых не грех будет отказаться от многих дарованных (нашей горькой судьбой дарованных!) полномочий. В регионах должны понять, что воспроизводить у себя те же болезни, которые привели центральную власть к немощности, бессмысленно. Так можно лишиться и власти, и страны.


Континент Россия №7, 1997



































ЯндексРеклама на ЯндексеПомощьСпрятать














Яндекс.Маркет











  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100