статьи
  Статьи :: Русское зарубежье
  
  НАСЛЕДИЕ УКРАИНСКОГО СЕПАРАТИЗМА
07.03.1997


Идея украинской распри, идея разложения русского единства всегда питалась извне, препятствуя единой исторической судьбе великороссов и малороссов.

История Киевской Руси для русского человека служит источником образов, составляющих его национальное мировоззрение, древний Киев является неоспоримым символом русского единства. Для обычного мировосприятия - что в РФ, что на Украине - русские, украинцы, белорусы различимы лишь говором и полностью идентичны во всем остальном.
Во времена Дмитрия Донского все части Руси назывались Украинами -  Залесская, Днепровская, Червонная Украина. Название Малороссия, происшедшее из принятой XIV в. унии галицкого князя с Римом, постепенно распространилось на Днепровскую Украину. Великороссы и малороссы волей истории разошлись, образовав южнорусскую и северорусскую особенности, но не отгородились друг от друг, всегда чувствуя себя одним народом.
Древний Киев, со временем пришедший в упадок, высужено уступил место сумевшей сохранить традицию Москве. Именно от возвышения Москвы и собственного упадка Киева происходит украинский сепаратизм – болезненное стремление к историческому реваншу не за счет подтверждения своих прав на традицию (как отстояла Москва свое «первородство» в споре с Санкт-Петербургом) отодвинутые на периферию киевляне увлеклись поисками своей правды вне русской традиции. Киев, уступая Москве, хватался то за союз с Востоком, то за союз с Западом. В конец концов в нем сложился конгломерат периферийного самосознания, который соединял разнородные культурные и политические течения лишь в зависти к миссии Москвы. Это украинское чванство и честолюбие, присущее скорее на народу Малороссии, а феодальной верхушке, а потом – разночинной интеллигенции, в сочетании с готовностью служить против Москвы любой силе, всегда притягивало противников России, рассчитывающих замутить крамолу. Идея украинской распри, разложения русского единства всегда питалась извне, препятствуя единой исторической судьбе великороссов и малороссов.
Украинская распря подхватывалась любым сбродом, которому сильное русское государство мешало вольно грабить русских пахарей и торговцев. Миф распри был подхвачен действительно нерусской "казачьей ордой" Запорожья, состоявшей из беглых босяков и ворья, собиравшихся подальше от государственных центров России, и приветствовавших поляков, татар, армян, черкесов, мадьяр... Эти орды, живущие по принципу "сабля приносит больше барыша, чем хозяйство" ничем не отличаясь от татарских орд ни по своей свирепости, ни по  отсутствию какой-либо культурной основы своей общности. Но и у разбойников рано или поздно утверждается власть атаманов – новая знать.
Позднее запорожская верхушка ловко использовала противоречия между интересами России, Польши и Турции в борьбе за привилегии новому «сословию» реестровых казаков. Лидеры казачества пресмыкались перед польской шляхтой, то и дело признавали себя подданными турецкого султана, не брезговали заключать союз с Крымским ханством. воевали всегда на стороне тех, от кого можно было больше получить.
Победы Хмельницкого над поляками в конце концов обеспечили русские ополченцы, русские крестьяне, которые хоть и брили головы «под казаков», но перед поляками шапок не ломали, зная, что бьются с ними не на жизнь, а на смерть. Именно они сломали хребет воинствующему католичеству, разгромили польские армии. Они же были преданы казачеством, которое вместо того, чтобы добить врага, начало в тайных переговорах с Польшей и выторговывать для себя дополнительные привилегии. Только энергия русского народа позволила сорвать эти планы. Русские крестьяне отчаянно боролись с возвращением польских панов, несмотря на массовые казни; бились с казачьими карательными экспедициями, в массовом порядке переселялись на Харьковщину и переходили в московское подданство.
Русское население Малороссии вынудило казачью «аристократию» к московскому подданству, но было снова обмануто. Казаки выговорили огромные привилегии у московского царя только для себя. Но даже и в такой ситуации казаки всячески противились реальному установлению суверенитета России над Малороссией, всячески препятствовали введению централизованного административного управления. Казачий страх «москалей» - это страх разбойничьего произвола перед государственным порядком, страх вора перед законом.
Следствием этого страха стала целая серия измен и мятежей против России, к участию в которых привлекались многочисленные татарские полчища и польская государственная машина, претендующая огнем и мечом создать из кусков других государств империю, где правит страх и насилие. В неудачной для русских войск битве под Конотопом (1659) казаки и татары действовали заодно. Захваченный в плен князь Пожарский плюнул в лицо татарскому хану и был тут же казнен, а остальные 5000 пленных были перебиты казаками. С польским королем гетман Выговский даже заключил договор о присоединении Украины к Речи Посполитой (Гадячский договор, 1658).
Украинский сепаратизм был совершенно бесперспективен с точки зрения государственности. Это было торгашеское политиканство, вечное балансирование между центрами силы. История казачьих измен составляет, быть может, наиболее постыдную страницу истории Южной России.
Только военные победы русских и стремление населения Украины к единству с Россией вынудило казачество отказаться от сепаратизма. Но даже после этого гетманы держали при себе многочисленные отряды наемников из татар и поляков, используемые для того, чтобы держать в повиновении казацкую "чернь" (все тех же русских пахарей). Внутриказачьи склоки были кровавыми и зверскими, предательство следовало одно за другим - резали друг друга, русских воевод и русские гарнизоны.
Соперничество и предательство гетманов привело к тому, что по правобережью свободно рыскали отряды турецких работорговцев, а в крепостях засели польские гарнизоны. Всюду и везде привилегированное казачество проводило антимосковскую пропаганду, стараясь обрести возможно большее влияние, сохранить свои привилегии, оправдать свои измены.
Сепаратизмом отличалось и украинское духовенство, традиционно ориентированное на Польшу, питаемое надеждами заполучить привилегии тамошнего духовенства. Москва пугала их контролем за расходованием «князей церкви». Украинские священники, пораженные вирусом сепаратизма, порой не только произносили антимосковские проповеди. Например, львовский епископ Иосиф Шумлянский был тайным католиком и организатором целого агитационного аппарата, распространявшего порочащие Москву слухи и подметные письма.
Именно в этот период ложь обрела опору в польской государственной пропаганде. По польским стандартам создавались и антимосковские гетманские «универсалы». Поляки наполняли агитационную индустрию антирусскими небылицами: порезанные самими казаками гетманы становились страдальцами за Украину, «москали» оказывались жадными обирателями казаков (хотя в Москву с Украины не поступало «ни единого пенязя») и даже неправославными. Особый след в истории оставил на этом поприще гетман-изменник Мазепа, от которого отвернулись даже его ближайшие сподвижники. Современная «реабилитация» этой фигуры официальной пропагандой Киева выглядит как намеренное извращение истории.
Манера переиначивать историю на потребу сепаратистам имеется своим первоистоком «Историю Русов», появившуюся еще в начале XIX век  и ставшую своеобразным катехизисом украинских сепаратистов вплоть до современности. Она легко соединялась с любым революционным движением - была угодна и декабристам, и марксистам, а сегодня использована украинскими «реформаторами». Главная ее идея вовсе не национальна. Ее «закваска» - отъявленное, маниакальное русофобство.
Во второй половине XIX века украинский сепаратизм пользовался поддержкой Австро-Венгрии, а в Первую мировую войну украинских сепаратистов, наряду с большевиками, финансировали немецкие банкиры. Провозглашение независимости Украины 11 января 1918 года было следствием германской политики, направленной на вывод России из войны. В дальнейшем откровенно антирусская «Директория» поддерживалось странами Антанты. Во время Второй мировой войны карту сепаратизма пыталась разыграть фашистская Германия. Помимо чисто пропагандистских трюков была создана дивизия СС «Галиция» и карательные отряды из числа тех, кто ненавидел не столько коммунизм, сколько русских и Россию. Только вследствие того, что политика самостийников не пользовалась популярностью среди населения Украины, а московская власть не рассматривала каких-либо вариантов ее обособления, украинский сепаратизм терпел неизменное поражение. Как только позиция московской власти изменилась, сепаратизм получил новый импульс развития.
Украинский сепаратизм стал главным инструментом разрушения СССР. Движущей силой здесь выступала местная номенклатура, вспомнившая практику изменничества и лжи гетманских времен. При благосклонных взглядах из Кремля украинскими сепаратистами был проведен обманный референдум о независимости и осуществлен разлом страны по границам, прочерченным еще большевиками совместно с германскими оккупантами 1918 года.
Сегодня власти Украины являются главным препятствием для воссоединения русских на всех исторических территориях России. Фактически украинская номенклатура, презирая свой собственный народ, «украинизируя» его, лишает одну из ветвей русского народа исторической перспективы, а русский народ в целом -  конкурентоспособности в будущем тысячелетии. Ее деятельность снова встречает особое сочувствие и поддержку у врагов и конкурентов России.
Украинское руководство способствует расколу Русской Православной Церкви, предоставляет свою территорию для реабилитации чеченских сепаратистов, организует преследование за использование русского языка в высших и средних учебных заведениях, любыми методами затрудняет контакты между русскими России и русскими Украины.
Украина, вступая в альянс с США и Турцией, фактически становится самой враждебной для России страной в ее ближайшем окружении. Опасность эта - в прямой угрозе геополитическому положению, в срыве интеграционных процессов, в прямом предательстве и экономическом паразитизме.
Сегодня перед Украиной стоит дилемма - либо превратиться окончательно в колониальную территорию, либо преодолеть номенклатурную узколобость и взять курс на второе воссоединение с Россией. Москва может помочь интеграции лишь одним путем - перестать заигрывать с украинскими сепаратистами.



“Новая Россия”, 1997    



  Комментарии читателей
20.04.2009 23:00:42
кира

Ирина, что же Вам так противно читать? Каждое лето езжу в Херсон (юг Украины) к дедушке. И что по истине противно, так это то, что почему-то в этом государстве считается, что россияне считают многие народы-российскими. Но как же не могут понять люди, что все мы "дети вселенной" и что прародители у нас одни. Какого черта нужно делить сейчас общую историю? Зачем? А подумайте о тех людях, которые воевали за Советский Союз... Хотя бы недавно, в Афгане. Разбирались тогда Украина\Россия\Белоруссия и т.д. чью задницу прикрывать? нет... И цель была одна. Советский союз распался и на тебе-все такие из себя независимые, самостоятельные. Мне знакомы вообще пытался доказать, что Адам и Ева-украинцы были))))))
04.09.2007 15:10:05
Ростислав

Однако как у Вас тут сложно добавить комментарий...
Андрей Савельев: Да он добавляется только по моей воле. Чтобы самопально не проникала всякая глупость и хамство.
04.09.2007 14:56:38
Ростислав

Абсолютно согласен, что историю украсть нельзя. Зато её можно интерпретировать так или иначе.
Лично мне не кажется, что не стоит так уж цепляться за неё, ведь, по сути, любое исторические событие можно оценивать как минимум с двух противоположных точек зрения. Кто является героем и борцом-освободителем для одних, тот же станет смутьяном и предателем для других, это просто неизбежно.
То, что Вы называете украинским сепаратизмом, другие назовут национальной идеей. Вы скажете "самостийники", кто-то ляпнет "бендеровцы", а они ответят: "москали, не лезьте в нашу жизнь". Так может в этом как раз и есть различие между русскими и украинцами?
Я полностью согласен, что наша история началась, образно выражаясь, с одной точки, и физически наши народы не отличаются. Однако на дворе не VII век, время внесло свои коррективы, и одной единой нации уже нет. Как минимум 30 миллионов человек говорят о себе: "Я - украинец", почему бы не дать им право так себя называть?
Скажу честно, когда мне говорят, что украинцев как нации вообще не существует, а Украина - надуманная страна и пора бы её упразднить (что-то подобное из телевизора вещал Жириновский, вообще я заметил, что российские политики в основном имеют схожие позиции относительно этого вопроса, несмотря на жёсткое противостояние в других), меня это задевает. Ни о какой аргументации обычно и речи не идёт, зато высокомерие присутствует всегда.
Не правда ли, чудовищная ирония судьбы: Вы обвиняете в русофобии украинцев – по сути тех, же руссов, и при этом абсолютно правы! Но тут надо отметить, что явление это вовсе не одностороннее. Сейчас уже не узнать, кто был первым – хохол или кацап, и не нужно это, но подобная обоюдная «фобия» существует не первый век и в последнее время лишь растёт общими усилиями.
Я живу в Донецкой области и знаю точно, что (по крайней мере, в моём кругу общения) на 1 человека, который позитивно смотрит на идею воссоединения с Россией, будет 4 её противника. И люди совершенно разные - от крановщика до депутата местного совета. Мне кажется, что Вы ошибаетесь в основном - в желании украинцев жить в России. Своим стремлением воссоединить нас - только всё дальше отталкиваете нас от себя. Россия - страна русских людей, а украинцы хотят свою страну. Это действительно так.
И последнее. Всё та же история: сколько было восстаний, мятежей, вспомнить ту же Запорожскую Сечь, все эти метания из стороны в сторону. Так происходило всё то время, пока украинский народ находился под чьей-либо властью, будь то Россия, или Польша (думаю, в учебниках по истории Польши не меньше украинцев-предателей, чем в аналогичных российских). Подобная деятельность никогда не прекращалась. Не думаете ли Вы, что лучше уже дать нам право самоопределяться? Пусть даже мы этого толком пока не умеем.
Наши народы родственные, братские, а родственников, как говориться, лучше любить немного на расстоянии, так как живя с ними, можно ненароком начать их ненавидеть, не так ли?
Андрей Савельев:

Тут ведь выбор невелик. Или вы русы, и тогда вам как минимум полторы тысячи лет и с русскими вы единый народ. Или вы украинцы, и тогда вы тот же народ только физических, а психически выделяетесь и имеете историю куцую - разве что в полтораста лет, да и то еще придется доказывать, что она действительно была.

Что у воссоединения России немало противников даже среди простых жителей Украины, это мне известно. Но я заявляю свою позицию просто как истинную, не претендуя на немедленныю поддержку. Более того, я считаю, что действовать в направлении воссоединения должна, прежде всего, Россия. И это проблема российской власти, ее правильной ориентации, которой сейчас и в помине нет. Я бы хотел, чтобы предложение о воссоединении было официальным и постоянно действующим. Без всякого давления. Для этого оно должно были либо законом РФ, либо одним из тезисов ее Конституции.

Спасибо за умный, интересный комментарий.

08.10.2006 21:43:03
Марина

Я с востока Украины и русофобом себя никогда не считала. Да, Вы правы, россияне, украинцы, белорусы - один единый русский народ, но НЕ российский. То что Украина интегрируется в Европу ещё не значит, что она станет, как Вы выразились, "колониальной территорией". Это просто политика многовекторности. В конце-концов, не вечно же нам с Россией идти рука об руку - у вас одни национальные интересы, у нас другие. Да и к тому же, Россия не на столько идеальная страна, чтоб на неё равнялись...
Андрей Савельев:

Вот это и есть русофобия, Марина. Именно такое направление мысли. Что значит "русский, но не российский"? Россия - государство русских по определению. Вы же прямо напрашиваетесь быть колонией. Украина уже ей стал наполовину. Россия, скажем, на треть. И это при том, что подчиняетесь вы слабому центру, чей государствостроительный и культурный потенциал выдохся.

"Многовекторность" - это "толерантный" заменитель термина "политическая проституция".

Россия, может, и не идеальная страна. Совсем не идеальная. Как и наши родители. Но родителей и Родину не выбирают и не меняют. По крайней мере, в норме традиционной морали.

11.08.2006 02:42:40
ирина

Вас просто противно читать!...У вас(россиян)своя история,и непора ли вам заняться изучением ее.Хватит воровать чужую...
Андрей Савельев: Историю, Ирина, украсть нельзя. Что противно, не читаейте. Идите себе мимо.



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100