статьи
  Статьи :: Русское государство
  
  Архипелаг Россия
02.02.2000


Аналитический обзор

В Послании Федеральному Собранию В.Путин нашел очень удачный образ нынешней российской власти – острова, между которыми не наведены мосты. В этом образе отражена и стратегия восстановительных государственных реформ – превращение России из архипелага в континент, российской власти – из союза сепаратистов с казнокрадами в монолитную иерархическую систему, связанную этикой служения Отечеству и ответственностью перед народом.



Опричное войско Президента


Состояние властной вертикали и экономики России сегодня таково, что их реформирования не может не быть безболезненным. Если разрушение страны в период ельцинизма было связано с беспрерывной раздачей полномочий и собственности, то теперь пришло время отбирать столь беспринципно разбазаренное назад – иного пути для возрождения жизнеспособной российской государственности просто не существует. И здесь возникает ключевая проблема, с которой сталкивались российские государственные деятели еще в прошлом веке – “нечем взять”. Высокий рейтинг популярности, пассивной поддержки Путину ничего не дает – нужно “войско”, которое могло бы бороться с сепаратистами и отбивать захваченную госсобственность. И здесь, как оказалось, у Кремля остался почти единственный инструмент – Генпрокуратура и налоговая полиция.


Используя этот инструмент давления на паразитические слои общества, распространяющие вирус разложения, Путин очень ограничен в средствах. В отсутствии профессионально подготовленного и элементарно честного корпуса судей, приходится действовать достаточно грубыми методами устрашения. Именно поэтому в последнее время возбуждены дела против “Лукойла”, заподозренного в лжеэкспорте нефти (что позволяло уклоняться от выплат НДС), и “Автоваза”, укрывшего налогов на сумму около 600 млн. долл.; произошла выемка документов в “Медиа-Мосте”, “Газпроме” и НТВ, имевших странные кредитные отношения, ущемлявшие интересы государства (сделка Вяхирев-Гусинский 1998 года); направлено письмо в “Интеррос” с предложением добровольно вернуть 140 млн. долларов, присвоенных в процессе приватизации “Норильского никеля” (сделка Кох-Потанин 1995 года), оживился процесс расследования по линии фирм Березовского “Андава” и “Форус”, прокачавших через себя более 800 млн. долларов “Аэрофлота”.


Когда недобросовестные журналисты пытаются направить усилия государства по возврату собственности, захваченной неправедным путем, в суды, они знают, что делают. Тем самым ослабленной донельзя власти предлагается пойти на поклон к прикормленным коррупционерами юристам и проиграть дело со стопроцентной вероятностью. Для такого шага сегодня у власти нет никаких оснований. Не случайно В.Путин встречался в Кремле с представителями верхушки судейской пирамиды – председателями Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов. Прежде чем начинать отстаивать интересы общества в конкуренции с интересами эгоистически интересов лиц, поживившихся на грабеже народного имущества, требуется провести серьезные мероприятия по восстановлению дееспособности судебной системы.


Надо сказать, что “опричное войско” Генпрокуратуры еще далеко не готово к серьезной схватке. Прежде всего, региональный уровень службы “ока государева” размыт и перекуплен местной номенклатурой. Именно поэтому приходится наскоками атаковать сильного противника в центре, склоняя его если не к капитуляции, то хотя бы к некоторой сдаче позиций. И здесь организуется очень мощное сопротивление, нарастающее день ото дня.


Быть может, единственным значимым успехом можно считать наметившийся раскол в рядах противников экономической реабилитации России – одни полагают, что пора переходить на сторону Путина и формировать новый олигархический пул, другие готовят ответные демарши. С одной стороны, руководство “Лукойла” обвиняет “Группу Мост” интригах, повлекших за собой акцию Генпрокуратуры (Гусинский предсказал возможный арест главы “Лукойла” В.Алекперова); с другой стороны медиа-империи начали активно отрабатывать задания своих хозяев, обрушиваясь с нападками на Генпрокуратуру (НТВ, ТВЦ, ОРТ). С одной стороны, активно распространяется политическая версия убийства гендиректора “Уралмаша” (якобы, направленного против авторитета Путина в предпринимательских кругах), с другой – В.Потанин объявляет письма с предложением вернуть 140 млн. долларов “рэкетом” и направляет обращение в Арбитражный суд.


Политический альянс “олигархов” с либеральными силами обозначается позицией одного из лидеров СПС Б.Немцова, который действия Генпрокуратуры также расценивает как рэкет и требует от Президента “разобраться” со своими “опричниками”. На предположение о своей заинтересованности в делах Потанина и соучастии в приватизационных сделках в бытность свою вице-премьером, Б.Немцов отреагировал глупо и грубо: “Никто не запретит мне общаться с Потаниным!” (Заметим насколько часто стал появляться этот политик на ОРТ и РТР – практически каждый день можно слышать как он защищает олигархов.)


Ведущий популярной телепередачи “Однако” М.Леонтьев посоветовал Генпрокуратуре больше внимания уделять Минфину, где следует проводить изъятие документов раньше, чем в частной фирме “Газпром”. И это симптоматичное напоминание. Действительно, государство сегодня в значительной мере лишено возможности влиять на предприятия смешанной формы собственности, поскольку государственное представительство в них до сих пор не было связано с какой-либо стратегической задачей и становилось просто кормушкой для коррупционеров. Именно поэтому “частная фирма” “Газпром” действовала вопреки интересам страны и финансировала антигосударственную деятельность “Медиа-Моста”, именно поэтому в “Газпроме” нашел свое прибежище прославившийся предельно циничным отношением к нашей стране Альфред Кох.


Сегодня положение меняется – в том же “Газпроме”, наконец-то, оправили в отставку Черномырдина (по привычке вручив ему пухлый конверт “премиальных”). Вероятно, следует ожидать и продолжения жестких мер по изгнанию с ключевых постов в ведущих бюджетообразующих компаниях тех лиц, чья деятельность в течение последних лет наносила многомиллиардный ущерб государству. Это вопрос выживания новой политической линии, вопрос обеспечения финансовой состоятельности реформ.


Стратегической задачей власти становится возвращение под контроль государства предприятий, фактически подаренных Ельциным неэффективным собственникам. При этом не следует всерьез относиться к заявлениям правительственных чиновников, что передела собственности не будет. Остановить передел собственность невозможно в принципе. В особенности, если действительно будут обеспечиваться общие для всех правила игры. Тогда проявится очевидная несостоятельность тех, кто до сих пор управлял крупнейшими производствами, пользуясь особым налоговым режимом (различными отсрочками и льготами) и годами не обеспечивал государственную собственность дивидендами.


Речь идет не о том, чтобы преступить закон и отобрать собственность, полученную законным путем. Законы о приватизации (принятые, кстати, при непосредственной поддержке коммунистической оппозиции), безусловно, были направлены против интересов России. Сама приватизация – суть беззаконие, масштабное мошенничество. И в этом убеждено подавляющее большинство тех, кто держал в руках ваучер или пытался разобраться в условиях приватизационных аукционов (например, часто применяемая схема – выкуп предприятий за смехотворные суммы и на занятые у государства деньги). Но расследование столь масштабной аферы – дело будущего. Сегодня атака “опричного войска” Путина может использовать только незаконность последующей деятельности приватизаторов, которые сами недавно признались, что законно делать деньги в России было невозможно (заявления Березовского и других “олигархов”). Именно в этой области следует ожидать самых жарких схваток, за которыми, в случае успехов политики Путина, придет время национализации крупнейших производств и восстановления их жизнеспособности. Последнее, впрочем, может быть катастрофическим образом совмещено с новым витком приватизации и активной политикой по выведению государства из сферы экономики (программа министра экономического развития и торговли Г.Грефа).


Примечательно, что принцип “равноудаленности” олигархов от власти – не только личная или популистская позиция В.Путина. Не представляя интересы ни одной олигархической группировки и не опираясь на их поддержку, Президент демонстрирует свой выбор – использование рычагов правоохранительной системы. При этом экономические структуры “семьи”, сложившейся в свое время под крылом у Ельцина, пока оставлены в покое – нет сил и средств, чтобы осуществлять тотальное наступление на всех открытых Путиным фронтах.



Наведение мостов


“Острова”, связанные между собой лишь смутными воспоминаниями о принадлежности к России, не могут быть так уж просто завоеваны с “острова” Кремль. Самостийщина пустила в регионах России глубокие корни. Власть в них была приватизирована примерно таким же образом, как и собственность. И теперь региональная номенклатура будет насмерть биться за то, чтобы Президент и Правительство оставались для них обслуживающим персоналом и громоотводом для общественного недовольства.


Президент точно определился с целями своей стратегии, направленной на воссоединение региональных “островов” - главы администрации должны перестать быть фигурами федерального значения, должны перестать быть “коллективным Ельциным”. А для этого они должны быть лишены финансовых источников, позволяющих приобретать неадекватный вес в решении вопросов государственной важности. При этом точно избран механизм лишения губернаторской корпорации номенклатурных привилегий – законная процедура преодоления вето Совета Федерации на все инициативы, перераспределяющие финансовые и властные полномочия. Цена вопроса настолько высока, что Госдума приобретает в нынешней ситуации особое значение. Ее слабость становится для Президента силой – марионеточные фракции обеспечивают решающий успех реформ. Но ситуация изменится, когда первые победы над региональной самостийщиной будет одержаны и потребуется активно создавать приверженные государственному единству региональные элиты. Тогда слабая и несамостоятельная Дума окажется тяжелой обузой для продолжения государственных реформ и закрепления их на местах.


В Послании Федеральному Собранию достаточно ясно дано понять, что губернаторы должны вернуться к исполнению своих непосредственных обязанностей. В грубой форме это означает, что они должны стать “хозяевами помоек” (в особенности – главы малых региональных образований) – руководить на своих территориях социальной сферой, обеспечивать благоприятный инвестиционный климат и прекратить выстраивать барьеры на пути экономической инициативы, движении товаров и рабочей силы.


В случае успеха линии Кремля в отношении губернаторской корпорации, наведение мостов между регионами произойдет само собой – сыграет свою роль экономический интерес. Но превращение России в “континент” не сможет состояться, пока не будет подавлен этнический сепаратизм. Здесь Кремль пока пасует, давая втянуть себя в затянувшийся сабантуй. Проблема пока лишь обозначена не слишком настойчивыми и практически не обеспеченными силовым ресурсом требованиями Генпрокуратуры о приведении местного законодательства в соответствие с Конституцией России. Беда в том, что сама Конституция требует приведения в соответствие с требованиями жизни и исторической традиции.


Предчувствие грядущих боев


Конкуренция околовластных групп началась достаточно жестко. Летние каникулы не смутили Гусинского, отпущенного Генпрокуратурой с миром. Его дочерняя передача “Момент истины” помимо создания апокалиптических картин гибели России начала всячески разыгрывать тему коррупции в отношении премьера Касьянова, связывая его с деятельностью Березовского. Примерно в том же духе, но с других позиций об “антинародной политике Путина” заговорили авторы газеты “Дуэль” и “Народного радио” - по привычке продолжая борьбы ельцинизмом.


Интересный ход предпринял кемеровский губернатор А.Тулеев, объявив о том, что нити коррупции в его области ведут в Администрацию президента, а также о возможности государственного переворота осенью.


Совет Федерации, уступив давлению Кремля и Думы, принял законы по собственной реформе и облегчению бюджетов “субъектов-доноров”, что явно толкает лидеров последних к формированию собственного политического клана. Занятно, что СФ включил в свой состав Ахмада Кадырова, предоставив ему право совещательного голоса. Чиновник, поставленный Кремлем для решения внутричеченских проблем, снова выносит их на российский уровень.


Олигархические группировки явно пытаются использовать Путина в своих разборках. В РАО ЕС объявляется цербер Б.Федоров, который в сотрудничестве с представителями правительства организует приручение отбившегося от рук Чубайса (вместе с угрозами пересмотреть приватизацию, отдавшую в руки иностранцам солидный пакет акций, а вместе с ним и голоса в правлении РАО ЕС, отданные в свое время за Чубайса). В ответ Федорову припомнят причастность к скандалу вокруг воровства российских бриллиантов фирмой “Голден-Ада”. Соответствующая “картинка” уже мелькнула по ОРТ с явным намеком на продолжение темы.


Вполне возможно, возобновит свои интриги Березовский, который “прощается, но не уходит”, зарабатывая себе капитал в Карачаево-Черкесии, где им финансируется строительство мечети и деятельность русскоязычных бизнесменов, поддерживающих оппозиционера Дерева. Все это значит, что в России может возникнуть еще один очаг напряженности, подобный Чечне.


Организация “круглого стола” с бизнесменами было на руку лишь тем, что надеется войти в новый состав ближнего боярского круга. В этом плане интересно выступление К.Бендукидзе, представлявшего на ОРТ олигархов, заверявших его устами о своей искренней добропорядочности, полностью выплаченных налогах и готовности работать в национальных интересах России.


К внешним неприятностям добавляется деятельность агентов Международного еврейского конгресса, гарантирующая ряд болезненных ударов по России. Пока это выражается в предупредительном залпе из израильского кнессета, в котором спикер потребовал от России компенсаций за реквизированную большевиками собственность евреев. Вероятно кнессет окрылил успех коллективного иска 600 тыс. “жертв Холокоста” к швейцарским банкам, из которых суд Нью-Йорка постановил изъять денег на сумму 1 млрд. 250 млн. долларов. Возможно, аналогичные иски и приговоры предстоят и в адрес России.


Достаточно поверхностные успехи Путина уже до конца года могут столкнуться с явным или неявным альянсом олигархов и губернаторов, коммунистов и гусинистов, федералистов и чеченских бандитов, регионалов-доноров и информационные империи. Для стрельбы по Кремлю набит уже целый патронташ.


Внешнеполитический контур


Успех Путина в значительной степени связан с внешнеполитическим успехом. Предстоит сначала научиться говорить с более сильными партнерами, привыкшими за годы ельцинизма считать Россию политическим и экономическим пигмеем, без заискивания. Этому может способствовать концепция внешней политики, обнародованная министром иностранных дел И.Ивановым. Декларирована многополярность современного мира и приверженность России ведущей роли ООН в решении международных проблем, готовность решительно отстаивать национальные интересы и защищать права зарубежных соотечественников.


Кремль еще не раз столкнется с нежеланием рассматривать Россию как достойного партнера. Недавний визит в Россию польского президента Квасневского - лишь слабая попытка замять шпионские скандалы и оскорбление российской государственной символики в ряде польских городов. Предстоит еще немало сделать, например, для того, чтобы польский президент при упоминании России не вспоминал в первую очередь проблему Катыни и не делал себе политический капитал, призывая нашу страну к покаянию.


Здесь мы сталкиваемся с проблемой государственной системы пропаганды, которая была разрушена ельцинистами. Эта система могла бы последовательно разоблачать мифы, подобные мифу о расстреле польских военнопленных в Катыни. Она могла бы вести упорную работу по разъяснению позиции нашей страны в отношении Югославии, политики в Чечне, изобличая тотальную ложь, которой пропитана система средств массовой информации Запада. Пока масштаб такого рода деятельности демонстрируется жалким тиражом выпуска “Белой книги Чечни” и кулуарной демонстрацией в Лондоне фильма “Рынок рабов”. Такими куцыми и бессистемными акциями информационные войны не выигрываются.


В международных отношениях стратегия власти на ближайшие годы должны быть направлена на нейтрализацию или откладывание внешних угроз (включая вмешательство в наши внутренние политические дела, которое до сих пор носит весьма серьезный характер). Именно этим обусловлена попытка связать руки США, ищущим свою выгоду в новом витке гонки вооружений. Ратифицируя договор СНВ-2, Россия получила шанс избавиться и от невыгодных международных обязательств, если США начнут развертывание системы национальной ПРО. В частности, может быть восстановлен потенциал ракет средней дальности и внесен раскол в блок НАТО, где европейские интересы станут в явное противоречие с претензиями американцев.


Следует заметить, что существенную роль в жесткой дискуссии по поводу ПРО может сыграть конкуренция генеральских группировок в наших вооруженных силах, которая несколько лет назад загубила ВДВ, а теперь начинает очередную возню с реорганизацией родов войск, в которой РВСН должны исчезнуть - то ли путем слияния с ВВС, то ли в единой структуре, объединяющей все ядерные силы и средства. Так внешнеполитическая стратегия России может быть подорвана внутриармейскими интриганами, успевшими в эпоху Ельцина подставить плечо под нечаянный звездопад. К сожалению, ни коллегия Министерства обороны, ни личное участи Президента в разгоревшемся скандале не прояснили источники внезапно возникшего конфликта.


“Превентивная дипломатия” пока остается для России неподъемной задачей, поскольку требует не только парадных мероприятий, но и конкретных экономических и институциональных проектов. Плюс – осознанных стратегических целей (национальной доктрины). Пока же ключевой вопрос о создании единого государства с Белоруссией вновь отложен на неопределенное время (и СМИ снова используют его для организации провокаций против Лукашенко – например, с обвинениями в похищении оператора ОРТ), а прочие мероприятия (многочисленные визиты Путина в европейские столицы, проведение Шанхайского форума, визит в Китай, встреча восьмерки на Окинаве) в значительной мере остаются чисто парадными. На это указывает прохладный тон Германии на предложение России списать долги СССР (а России при этом пора бы вспомнить об обмане бывших союзников по антигитлеровской коалиции, удержавших к 1949 году в Западной Германии причитавшиеся СССР репарации на сумму свыше 80 млрд. долларов), и демонстративные акции Франции по аресту российских счетов и захвату парусника “Седов”, якобы в обеспечение долгов перед швейцарской фирмой “Нога”.


Существенное продвижение России Путин обеспечил лишь выставив противовес антироссийской политике Запада в виде готовности военного сотрудничества с Ливией, Ираном и Северной Кореей.


В то же время, существует опасность, что у России не хватит сил и успешности в дипломатических играх, чтобы в решительный момент иметь ответные аргументы против силового диктата. Кардинальное ослабление стратегической обороны, обеспеченное Горбачевым и Ельциным (при участии Шеварднадзе и Козырева, Шапошникова и Грачева) еще долгое время будет сказываться и на внутренних делах, еще не раз потребует отвлечения сил и средств на компенсацию ущерба, который наша страна постоянно имеет во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.


“Ничего не просить у Запада”, - эта установка, высказанная Президентом накануне встречи “восьмерки” на Окинаве, означает постепенное и все более серьезное выстраивание своеобразного фильтра, ограничивающего доселе почти безграничные возможности иностранного вмешательства – экономического и политического – в развитие России. Вместе с тем, эта установка может потребовать от страны сверхусилий, на которые она пока не способна в силу развала политической системы и экономического хаоса.


Чеченский узел


Преждевременный переход от силового подавления банд к восстановлению хозяйства и политической системы в Чеченской Республике привели к тому, что фактор Чеченской войны перестал играть в пользу Путина. Новые теракты, обострение ситуации в целом показали, что миротворствовать рано – и это ясно, хоть и с запозданием, понял Президент.


К сожалению, понимание преждевременности каких-либо миротвореческих инициатив, приходит к представителям власти только в порядке самообучения на крови. Но даже кровь жертв недавних взрывов во Владикавказе и Ростове-на-Дону, кровь погибших челябинских омоновцев почему-то не останавливает помощника Президента Ястржембского, который дает понять, что Масхадова ожидает судьба имама Шамиля – почет, уважение и освобождение от ответственности, если тот сложит оружие и поможет в борьбе с бандитами.


Бесспорной ошибкой власти, которая еще даст о себе знать, является назначение главой администрации Чечни соратника Дудаева и Масхадова - Ахмада Кадырова. Как и предсказывалось многими аналитиками, тейповая (точнее – видовая) структура чеченского общества не может спокойно принять лидерство какого-либо соплеменника. Российское общество тоже не может без тревоги взирать как новый чеченский лидер оказывается рядом с Президентом в тот момент, когда последний отчитывает силовых министров. Знаковым символом в этой ситуации является и папаха Кадырова, которую он не снимает даже во время бесед с высшими должностными лицами государства, проявляя таким образом вызывающее неуважение к обычаям русского народа.


В целом ставка на чеченские кадры, объявленная Генпрокуратурой и МВД (особенно после назначения первым замом главы чеченской администрации Б.Гантамирова) является, на наш взгляд, повторением старых ошибок, когда Россия своими руками начинает готовить будущий мятеж.


Старой ошибкой является и отношение к СМИ. Если российские журналисты более или менее введены в рамки приличий, то зарубежным пока оставлено право клеветать на Россию. К примеру, недавно весь мир был потрясен сенсацией о штурме Грозного боевиками.


К сожалению, в ближайшее время можно прогнозировать лишь сохранение напряженного положения в Чечне и новые жертвы среди военных и мирных жителей. Пока власть не научится разговаривать с боевиками и их пособниками на языке военной силы и репрессий, пока чеченцы не будут в полной мере наказаны за свои зверства глубочайшей нищетой, пока не будет признана их причастность к геноциду русского народа и не будут истребованы компенсации, очаг мятежа на Северном Кавказе будет тлеть, а Чечня будет оставаться островом-рассадником для терроризма.


 



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100