статьи
  Статьи :: Этнополитика: русские и нерусские
  
  Русские и татары: общая судьба и общая беда
19.03.2002


Отношение между русскими и татарами осложнено чрезвычайно засоренностью общественного создания и тупиковым состоянием этнополитической науки.  

Русские и татары:


общая судьба и общая беда


Отношение между русскими и татарами осложнено чрезвычайно засоренностью общественного создания и тупиковым состоянием этнополитической науки. Действительно, предельно оскорбительная для русских фраза “потри русского – найдешь татарина” (образ нечистоплотности, двуличности, неестественности) повторяется порой без всякой задней мысли и даже с благим намерением продемонстрировать родство двух народов. С другой стороны, старинная русская пословица “незваный гость хуже татарина” также оскорбляет нынешних татар, которые никак не могут быть отнесены к смысловому контексту пословицы, содержащей указание на “басурманина”. Прежнее общее простонародное именование множества нерусских периферийных народов (“татары”) совершенно нелепым образом переносится в современность – как если бы всех европейцев мы называли бы до сих пор “немцы” или “латиняне”.


Серьезным дестабилизирующим фактором является неверное представление о русско-татарских отношениях как об отношениях равнокачественных субъектов. В действительности, верной позицией было бы полагать, что “русскими” именуется множество близкородственных этносов, сохранивших свои особенные антропологические черты и территориально-культурные локусы, в совокупности с русской общностью городского типа, в значительной степени нивелирующей эти различия. Напротив, татарский народ может быть представлен двумя крупными группами с выраженной (и весьма различной) этнической доминантой – крымские и поволжские татары, плюс городские татары вне мест компактного проживания татар, в значительной степени ассимилированные и составляющие обрусевшую “периферию” татарского этнического ядра.


Оставляя в стороне проблему крымских татар, можно говорить о том, что в Российской Федерации русско-татарские отношения сводятся к трем типам контактов: 1) отношения внутри татарской этнотерриториальной “вотчины” (Татария), где деловые и культурные преимущества татар обеспечены административными методами и этнополитическая ситуация характеризуется этносоциальным расслоением; 2) отношения вне этой “вотчины” в сельской местности, где этническая дифференциация менее заметна, но все же обеспечивает некоторые признаки межэтнического взаимодействия в противовес межличностному; 3) отношения вне татарской “вотчины в средних и крупных городах России, где этнические различие перестают играть существенную роль, а землячества и религиозные общины скорее имитируют объединение, чем отражают действительное проявление этнической идентичности.


Таким образом русское, достаточно однородное (но многонародное) этническое пространство обнимает татарский анклав, размывая его “периферию”, в которую Татария постоянно поставляет новый этнический “материал”, проходящий неизбежное обрусение (по данным советского периода до половины браков у татар были этнически смешанными, у великороссов – 17%, у русских народов в целом – не более 13-15%). Последнее обстоятельство не может не вызывать недовольства среди провинциальной татарской интеллигенции и у социально слабых слоев татарского сообщества, которые совместными усилиями начинают искать виновника будто бы навязанного им невысокого социального статуса. Эти поиски заканчиваются в этой весьма малочисленной, но политически шумной группе формированием “образа врага”, редко относимого на счет конкретного русского человека, но с уверенностью фиксируемого на русском народе (русских этнических группах и русской нации в целом). Отчужденность от русского большинства и большой культурной традиции закрывают Татарию для процессов модернизации и превращают ее в “маленький Казахстан”, анклавом вклинившийся в Россию, что противоречит интересам большинства татар, но вполне удовлетворяет амбиции этно-номенклатуры и агрессивного альянса провинциальной интеллигенции и маргиналов.


Ответная реакция русского населения Татарии – повышенная неприязнь к доминирующему меньшинству и поиск источника своего незавидного социального положения среди окружающих татар. Так, после “дефолта” 1998 года 15,0% русских в Татарии определенно фиксировали наличие напряженности в межэтнических взаимоотношениях. Среди татар таких было лишь 7,7%. Этническая номенклатура Татарстана подогревала и подогревает этот тлеющий раздор мерами по вытеснению русского языка и местническим этно-культурным протекционизмом, дополненным прямыми этническими привилегиями, вводимыми методами этногрупповой солидарности.


По данным социологических исследований в (Набережные Челны, 1999) 36,7% русских и лишь 6,2% татар считали, что их национальность затруднит продвижение вверх по профессиональной иерархии. Напротив, 15,5% татар и только 5% русских, посчитали, что их этническая принадлежность повышает шансы на должностной рост. Негативные карьерные ожидания русских составляют 62,7% (шансы на продвижение русских считаются менее предпочтительными) 10,2% русских считают, что у русских вообще нет никаких надежд на повышение в должности. Для татар же 83,1% русских видят явные карьерные предпочтения. А вот в обратной ситуации цифра совсем иная – лишь 15,4% татар признают наличие каких-либо предпочтений для русских.


Наиболее показательны ответы на вопрос, “существует ли этническая дискриминация?” Ответы среди респондентов распределились следующим образом:


















 

“Да”


“Нет”


1. Татары


21,5


41,5


2. Русские


60,0


18,3




Заметим, что в данном случае конфликтность оценивается гораздо выше, чем в случае оценки межэтнической напряженности, которая относится респондентами к взаимодействию между народами. А в случае, когда речь заходит о дискриминации, претензии направлены скорее к власти, к клановым группировками, осуществляющим дискриминацию. Как показано ниже, русские и татары в целом высказывают очень высокий уровень симпатий друг к другу. Получается, что татары распространяют негативное отношение к федеральной власти с ее либеральным западничеством (а в недавнем прошлом – с интернационал-коммунизмом) на русских, а русские жители Татарии распространяют недовольство этнократической властью и ее сепаратистскими наклонностями - на татар. Власть федеральная “россиянская” и власть региональная “татарстанская” становятся причиной раздора.


Можно обобщить приведенные данные, заключив, что русские в Татарии считают власть чужой для себя, а татары (за исключением, вероятно, тех, кто находится в самом отчаянном положении и проявляет негативизм по любому поводу или же недоволен прорусским “оппортунизмом” татарских властей) – своей. Причем оценка “свой”-“чужой” формируется по этническому признаку только по ряду вопросов, в остальном же русские и татары порой даже не замечают насколько близки из взгляды на жизнь.


Увы, татарские исследователи, “политкорректные” к татарским властям, объясняют эту ситуацию всего лишь капризностью русских, будто бы имевших привилегии в советский период и теперь, якобы, остро переживающих их утрату. Русские становятся виноватыми во всем – и в коммунистическом тупике прошлого, и в либеральном тупике настоящего, а татары (прежде всего татарские номенклатурные “верхи”) выводятся из зоны критики.


Исследователи социальной ситуации в Татарии определили, что значительной дифференциации этнических групп по критерию уровня дохода обнаружено не было. И действительно, по уровню доходов русские и татары имеют практически одинаковую стратификацию. За исключением “хвоста” распределения, который исследователи “не заметили”. Но именно этот “хвост” показывает, что среди татар в Татарии выделилась особо привилегированная группа, которую хотелось бы назвать “татаро-монголы”. Это горстка людей с высокими (3,1% с уровнем дохода свыше 3000 рублей на члена семьи – 1999 год) и сверхвысокими доходами, состоящая практически исключительно из татар.


В целом по России ситуация меняется – доля татар в населении с высоким уровнем дохода оказывается примерно вчетверо меньшей, чем для русских. Данное обстоятельство говорит о достаточно невысоком материальном уровне тех татар, которые лишаются привилегий, предоставленных им в своей “вотчине”, и вынуждены конкурировать за место в жизни наравне с другими мигрантами.


О формировании “татаро-монгольской” номенклатурной касты в Татарии говорит один примечательный факт. Презентационный спецвыпуск парламентского журнала “Российская Федерация сегодня”, посвященный Татарстану, представил более сотни фамилий административных и деловых “верхов” республики. Среди них затесалось лишь три русских фамилии. Притом что русских и татар здесь проживает примерно поровну.


Надо сказать также, что “равенство для неравных” - обрушение материального уровня для всех профессиональных категорий и сведение его к единственному – имеет место не только в Татарии, но и в России. Материальные преимущества групп, связанных со сложными видами труда (наука, высшая школа, высокотехнологичное производство), в основном осваивались русскими, традиционно имеющими большую склонность к такого рода деятельности, чем татары – трудолюбивые и дисциплинированные аграрии и ремесленники. Теперь же “равенство для неравных” трактуется татарскими интеллектуалами как определенный шанс выровнять положение и добиться для татар большей вертикальной мобильности и проникновения в неосвоенные ранее профессиональные группы. Ясно, что в этом случае речь идет о прямой дискриминации русской интеллектуальной элиты и в целом высокопрофессиональных кадров.


Важнейшим фактором, определяющим отношение между русскими и татарами является религиозный фактор.


Об особенностях отношения русского и татарского населения Татарстана и России в целом к конфессиональной принадлежности кандидатов на пост регионального лидера (в % по столбцу) можно судить по таблице:

































В России


В Татарстане


русские


татары


Русские


татары


Готовы поддержать православного кандидата


33,6


9,3


8,0


2,2


Готовы поддержать кандидата-мусульманина


1,3


19,5


11,3


52,6


Религиозная ориентация кандидата не имеет значения


29,7


62,0


48.3


21,9



Из таблицы следует, что политизация веры среди татар в Татарстане чрезвычайно велика. Татары в Татарии в полтора раза чаще проявляют готовность поддерживать политика-мусульманина, чем русские в России (вне Татарии). В остальной России, где русские православные составляют большинство (более 90% верующих – православные) татары скорее склонны не обращать внимания на религиозную принадлежность. Аналогичная тенденция, но проявленная слабее, присутствует и для русских, проживающих в Татарии – они либо не считают религиозную ориентацию значимой, либо признают право мусульман на власть (примерно в той же доле, что и татары вне Татарии, которые признают претензии на власть со стороны православных).


Еще один вывод из таблицы – татары в нетатарской России и русские в нерусском Татарстане в значительной мере теряют приверженность религиозным мотивам своего политического выбора, при увеличении неполитизированной религиозности. Русские в Татарстане значительно религиознее "российских русских". Так, на вопрос о вере в Бога отвечают "да" 58% русских в России (и 77% татар в России) и 73% русских в Татарии. Как верующих определили себя 39% русских в России (60% татар в России) и 51% русских в Татарии. Как православных определили себя 79% русских в России и 92% русских в Татарии.


Русские и татары дают друг другу достаточно высокие позитивные оценки (отношение “хорошее” или “очень хорошее”, %):























 

Русские


Татары


Русские


98


97


Татары


84


96


Белорусы


94


88


Украинцы


94


89



Определенную асимметрию здесь вряд ли можно считать существенной. (Можно отнести ее также не неточность социологических замеров вблизи границы в 100%). Тем более, что для татар близость с русскими имеет куда большую ценность, чем близость с мусульманскими народами России, а для русских оценка отношений с татарами находится в одном ряду с отношениями с “братьями-славянами”. Из этого можно заключить, что для русских народов татары являются частью единой семьи, и татарское самоощущение соответствует такой позиции, определенным образом отстраняясь от нерусских народов России и сближаясь именно с русскими.


В социально-политической сфере русские и татары практически одинаковым образом испытывают симпатии и антипатии к тем или иным политическим идеям, общественным и государственным деятелям, партиям и т.д. В то же время “больным”, вносящим раздор вопросом для татар и русских является проблема статуса Татарстана. С тем, что Татарстан в будущем должен быть полностью независим и вне России согласились 21% всех опрошенных татар. Полагают, что Татарстан и дальше будет в составе России, 23% молодых (от 18 до 29 лет) и 30% стариков (старше 60), что напротив, он станет полностью независимым государством — 34% и 15%. Парадокс, но в то же самое время к русским молодые татары высказывают “очень хорошее отношение” в 43% случаев, а среди стариков - 30%. Молодые татары также более спокойно смотрят на татарско-русские смешанные браки и даже на обращение татар в православие.


Как отмечают исследователи “идея независимости усваивается вместе с демократическими идеями, как одно из разного рода "свобод", "равенств" и "прав" - право на самоопределение”. В этом смысле антигосударственные настроения среди татарской молодежи можно считать наносными, связанными с массированной либеральной пропагандой, а позитивное отношение к русским важным ресурсом государственного и национального единства.


Приведенные данные говорят о том, что русские и татары даже в условиях этнократического режима Татарстана, оказываются близки друг другу вопреки всем попыткам СМИ утверждать обратное. Религиозно-культурные отличия не вносят какой-либо конфликтности в отношения русских и татар (такую конфликтность, напротив, в большей мере можно ожидать от неверующих). Главными же источниками конфликта являются две: 1) привилегированное положение части татар в Татарстане (современные “татаро-монголы”) и сложность адаптации татар-выходцев из Татарстана в остальной России; 2) антигосударственная пропаганда СМИ, подталкивающая татар к сепаратизму, а русских – к снижению оценки татар ввиду проявлений сепаратизма. Бюрократия и журналистика, создав альянс, пропагандируют идею разделенного существования русских и татар.


Таким образом, снятие каких-либо противоречий между русскими и татарами (преимущественно иллюзорных), может состояться в том случае, если государственная политика России будет переориентирована с умиротворения сепаратизма на его подавление, а также с попыток сговора между федеральным центром и этнорегиональными элитами на выстраивание общенациональной политической идентичности сначала в политических элитах, затем – и во всей России. Общероссийская идентичность поставит татар в такое же положение как и другие русские народы, лишив узкую этнократическую группу “татаро-монголов” властных и финансовых привилегий. Тогда “симфония” народов России образует из отдельных народных родников единое русское море, в котором татарская культура будет органичным течением, наряду с множеством других, и найдет себе место в потоке русской городской культуры. Страх ассимиляции исчезнет вместе пониманием, что татарам нельзя ставить себя на один уровень с “русским морем”, что братство народов – это братство разнообразных русских народов и татарского народа.


Напротив, сохранение обособленности татарского культурного источника и политической отделенности татарстанских татар от остальной России этнобюрократическими барьерами, в конце концов приведет к размежеванию русских и татар до той степени, которая проявилась в Чеченской войне. Политика раздора, проводимая руководством Татарстана и либеральной журналистикой, не встречающая достаточного сопротивления со стороны Кремля, – вот главная общая беда русских и татар, многие века живущих в России единой судьбой.



 


Литература:


Каариайнен Киммо, Фурман Д.Е. Татары и русские - верующие и неверующие, старые и молодые. // Вопросы философии. - 1999. - №11. - с. 68-80.


Дубов И. Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Полис. – 2001, №2.


Мчедлов М. Вера России в зеркале статистики. Население нашей страны о XX веке и о своих надеждах на век грядущий // Независимая газета, 17.05.2000.


Калимуллин Т.Р. Проблема среднего класса в этносоциальном контексте. В кн. “Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси)” / Под ред. М.А. Портного. М.: МОНФ, 2000.



Национальные интересы №3,2002



  Комментарии читателей
14.05.2012 08:49:50
рима хану

Власти дерутся.
Простой народ роднится.
Дочь моя вышла за русского и что?
Пусть они уважают веру и нацию друг друга.
Хотя, конечно, задумываюсь, кем будут мои внуки: русскими или татарами?
И вопрос мой мне, кажется, уже ясен.
Больший этнос поглащает меньшую и это идет уже давно. Сколько я знаю смешанных семей, родители придерживаются каждый своей веры. а дети становятся русскими.
Может быть в Р.Татарстан этого нет.?!
22.05.2009 23:54:22
Марат

Удивительно как Андрей Савельев оправдывает русское правление в России и унижает представителей других национальностей. Я не хочу вдаваться в полемику, лишь отмечу несколько возражений. Из всей этой перепалки можно сделать вывод, что Андрей считает неспособным татарский народ иметь свое государство ( я уж не говорю о других народах России). Во- первых, татары уже имели свою государственность.И если бы не колонизаторская политика России, то не пришлось бы сегодня татарам спорить в подобном русле с подобными Савельевыми. Андрей, к вашему сведению Татарстан и сегодня один из шести регионов России является донором из 83 субъектов РФ. Это о самодостаточности. Тем более при извращенной налоговой политики Моквы! Наверное нет особой необходимости напоминать о чем, например, требуют русские в Крыму: в том числе предоставить им право получать высшее образование на русском языке! Как Вам это нравится при вашей позиции по высшему образованию татар в Татарстане? А запрет русским правительством татарам писать слово "мама" на татарском языке, но по желанию татар на латинице. И это равноправие? Я не хочу дальше развивать эту тему, поскольку у русских все равно нерусский виноват. Примером тому много: виноваты эстонцы, латыши, литовцы, братья славяне-украинцы, молдоване, грузины и т.д., не говоря об американцах и пр. Хотя бы раз где-нибудь прозвучал голос правды: да мы колонизировали многие народы и забили их в угол, не дав им развиться. Вряд ли когда дождется этого татарин, или эвенк, или чукча... Как , например, американцы перед индейцами, или австралийцы перед аборигенами. Я не за сепаратизм, я за равноправное совместное проживание в одном государстве.
Андрей Савельев:

Сударь, Вы лжец и негодяй. Полемики Вы недостойны. Достойны только чтобы Вас отхлестали по щекам. Или даже нет, этого Вы тоже недостойны. Потому что трус.

Написанный здесь бред я специально сохраняю как образец этнического помрачения рассудка и впадения в крайнюю степень подлости и невежества.

28.03.2008 12:13:46
Рашид

«Штурм Казани при том, что его в Казани поминают очень часто - чаще любого другого события. И при этом с обидой на русских.» - пусть поминают, раз мозгов не хватает. Обижаться на то, что было много столетий назад – глупо. Нашей с Вами темы это не касалось.
Дискриминация была, как на любой завоеванной территории и в любой точке мира. И это по своему нормально. Были в том числе и ограничения на прием в ВУЗы. Ну а если и принимали, то примерно в таком ключе:
Хочешь добиться успехов и сделать карьеру? Хочешь поступить в университет и.т.п. – СТАНЬ РУССКИМ, ПРИМИ ПРАВОСЛАВИЕ! Сделай так, чтобы «…в следующем поколении останутся только воспоминания о татарских предках - не более» (цитирую Вас). Так вот «предпочитали ассимилироваться в более высокую культуру и становиться русскими». А куда денешься? Или будь дворником или стань русским. Кстати, мы о прошлом рассуждаем, а ведь недавно в «демократической» России запретили создание татарского университета. Его подобие открыли, но совсем не то что планировалось. Полный или хотя бы преимущественный цикл обучения на татарском языке там невозможен. По сути это русский ВУЗ с татарским названием. Русские учились у немцев, татары учились у русских (Ваша правда насчет НА ТОТ МОМЕНТ более высокой культуры). Почему теперь образованным татарам не разрешают на татарском учить татар???
Кстати, не будь завоевания, не исключено, что у татар бы был свой Петр. И мы бы без посредников учились у Запада.;-) Почему нет? Тем более, что русские не всегда превосходили татар. Вы ученый и знаете, что и русские у татар и у булгар (а связь с булгарами есть, нелепо отрицать!) учились. Кроме того, понятие более высокой культуры вообще относительно.
«“проталкивают их татарские родственнички". В вузах на 8000 живут разве что секретарши. Есть много других "доходных статей".» - соглашусь с Вами. Да это имеет место быть! Есть клановость! Есть национализм! А у русских этого нет? Вы не дискриминируете нерусских? Можете отрицать, но я сполна это испытал на себе. Три года живу в Москве и достаточно повидал вашей «толерантности».:-) Не нужно говорить, мол, начали это нерусские, а у русских просто ответна яреакция. Неправда! Это было всегда, пусть и не в таких масштабах. Татарские нацики хоть жизни не лишают, а у Ваших насторения куда более агрессивные, статистику убийств на нац. почве Вы знаете. Доходные статьи есть далеко не у всех. Вы, видимо, давно не общались с тружениками этой сферы. «Преуспевает», главным образом, администрация ВУЗов.
«Вы просто гений. И все татары как один - гении. Поскольку русским на душу населения стипендий зарубежных выдают в сотни раз меньше.» - я нигде не называл себя гением. Вы снова передергиваете. Себя я в пример привел, так как до администрации нем. службы академ. Обменов (DAAD), татарские коррупционеры и «клановики» еще не добрались.;-) То есть был честный конкурс. Русских ребят, разумеется, было гораздо больше, в соответствии с пропорцией.
Андрей Савельев:

Вы расскажите о том, что обиды глупы, Шаймиеву. Спросите, чем ему Петр скульптурный не угодил. Узнайте, с какого перепугу построили в Казанском кремле Кул-Шариф. Поинтересуйтесь национальностью тех, кто возглавялет татарстанские органы власти. Сравните с долей татар.

Вы многословны по молодости. И переходите все время грань, за которой общение невозможно.

Ничего стыдного в татарских предках я не вижу. У меня у самого они есть. А в России надо быть русским. Или замыкаться в своем этнографическом заповеднике.  Вам же подавай всю Россию, а самому меняться при этом - ни ни! "Я татарин!" - экая гордость! Мы не в Орде живем.

Надо совсем не понимать реалий жизни, чтобы требовать в России татарского университета. Университет требует универсальных знаний. Не татарских. В России универсализм мировых знаний познается только на русском языке. Так уж сложилось. Вы же с молодым задором хотите все это порушить. И будете обижаться, когда получите по рукам.

На татарском можно учить татар. Но тогда оставаться им на уровне своей деревни. Нет в истории татарской философии, татарской школы естественных наук или татарской школы математики. Татарская этнография - вот и все. Попробуете в России искать другой путь - и попадете в лапы пантюркизма. То есть, станете врагом своей страны.

Связи с булгарами никакой нет. То есть совсем! Это другой этнос. Современные татары сложились смешением. От булгарской культуры если что и осталось - опять же на уровне этнографии.

У русских, увы, национализма нет. Может, на счастье других народов. Русских провоцируют на то, чтобы клановый национализм родился. Вашими идеями он вполне отчетливо стимулируется. Хотите узнать, что это такое? Не советую. Что Вы в Москве испытали - испытывают все приезжие, а не только татары. Внешне татары от русских практически не отличимы (за редким исключением). Так что Ваш жизненный опыт еще не положен на опыт размышлений.

Статистику убийств на национальной почве я знаю лучше, чем Вы. Так вот, убийства русских десятикратно выше, чем убийства иных национальностей.

Про вузы я знаю достаточно. Вы меня ничему в этом вопросе не научите.

Да я и не говорю, что Вы себя гением считаете. Вас и татар, а также другие национальности гениями считают немцы.

Честный конкурс? Не смешите.

И поучитесь разговаривать вежливо. А то по Вашему стилю всех татар будут судить. Хотите?

27.03.2008 23:28:36
РНД

Я принушу соболезнования татарам, но жить с русскими - это их СУДЬБА
27.03.2008 17:21:54
Рашид

Андрей Савельев: Это от Вашего комментария веет обидами дремучих времен. Скажите еще, что русские виноваты в том, что штурмом взяли Казань."

Спасибо, что опубликовали мой комментарий, приятно удивлен. Обид на русских в моем комментарии никаких нет, Вы передергиваете. Причем здесь штурм Казани???:-) Кстати, Казань брали не только русские, а также и татары. Удивлены? Есть обида, а точнее недовольство Вашими на мой взгляд неточными (или лживыми?) выводами. Не несклонность татар, а имевшая место в прошлом дискриминация объясняют недостаточную представленность татар в сфере умствнного труда. Сейчас ситуация выравнивается. И не потому что не достаточно склонных (умных) по-Вашему татар проталкивают их татарские родственнички. Нужно ли проталкивать человека, желающего стать, например, преподавателем в ВУЗе? И получать аж 8000,00руб. в месяц? Смешно ей Богу... Средний возраст на кафедрах зашкаливает за 60, наука умирает. И туду надо проталкивать?:-)

Я первый в семье, получивший высшее образование. Учился за рубежом, получив стипендию немецкой службы академических обменов, конкурс 10 чел. на место. Меня тоже проталкивали татары? Исключение? Отчего же? Таких исключений пруд-пруди.

А нац. превосходством не просто веет, а воняет. Чего стоит хотя бы это: Андрей Савельев: Татарка, поди, только по названию? Или без русского языка и еще в добавок мусульманка? Если так, то глубоко сочувствую. Если наоборот, прикиньте степерь обрусения - обычно для городских татар она такова, что в следующем поколении останутся только воспоминания о татарских предках - не более."
Андрей Савельев:

Штурм Казани при том, что его в Казани поминают очень часто - чаще любого другого события. И при этом с обидой на русских. Про татар, штурмующих Казань я знаю. И писал об этом не раз.

Никакой дискриминации татар не было. То есть совсем. Была своя социальная ниша, куда никто не вгонял и откуда никто не выгоднял. Татариская знать, как известно, получила равные прав с русской после присоединения Казанского ханства. Университет в Каани был. Просто татары, поднимаясь по социальной лестнице предпочитали ассимилироваться в более высокую культуру и становиться русскими. Что и сейчас никому не возбраняется.

Я не ничего не придумываю, а знаю наверняка. Именно так: "проталкивают их татарские родственнички". В вузах на 8000 живут разве что секретарши. Есть много других "доходных статей".

Вы просто гений. И все татары как один - гении. Поскольку русским на душу населения стипендий зарубежных выдают в сотни раз меньше.

Воняет от Ваших, милейший, местечковых рассуждений. Если изволите хамить, то пойдите к своим немецким приятелям и расскажите о своей гениальности.

27.03.2008 12:46:12
Рашид

"Материальные преимущества групп, связанных со сложными видами труда (наука, высшая школа, высокотехнологичное производство), в основном осваивались русскими, традиционно имеющими большую склонность к такого рода деятельности, чем татары – трудолюбивые и дисциплинированные аграрии и ремесленники." - какая наукообразная издевка над татарами. Недостаточная представленность татар в этих сферах объясняется тем, что столетия у нас не было возможности учиться в ВУЗах. Не поощерялось это, видите ли, тогдашними правительствами. Да и духовенство татарское справедливо опасалось, что учеба в русском университете приведет к обрусению. Справедливо, кстати, опасались. Вот где причина, а не в мифической несклонности. Может Вы и хотели написать позитивную статью, да вышло негладко, веет от нее душком мнимого нац. превосходства.
Андрей Савельев: Это от Вашего комментария веет обидами дремучих времен. Скажите еще, что русские виноваты в том, что штурмом взяли Казань.
05.05.2007 19:58:51
Кашапов Рафис

Татарские учителя возмущены
Председатель Всемирного конгресса татар считает, что в Челябинской области нужно активнее развивать татарскую культуру. В Челябинской области уделяется недостаточно внимания развитию татарской культуры и языка, - сказал на Втором областном конгрессе татар председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. На общем фоне положение татар в Южном Урале, по мнению Рината Закирова, выглядит не вполне удовлетворительно. В Челябинской области нет ни одной татарской школы, гимназии, детского сада. Так же не имеет собственного помещения областной Конгресс татар.
Пока на Южном Урале действуют лишь 9 групп изучения татарского языка, из них две - в образовательных учреждениях Челябинска. Одной из главных причин такого невнимания власти к потребностям татар, Ринат Закиров назвал низкую активность самого татарского населения, которое не ставит перед руководством острые вопросы, не добивается поддержки в сохранении своих культурных традиций и языка. Как пример успешного решения проблем татарского населения Ринат Закиров назвал открытие татарских гимназий в Тольятти, Димитровграде, Саратове, Тобольске и других городах.
По словам Рината Закирова, на Южном Урале дела татар находится в хорошем положении. Но согласиться с ним я не могу. В тяжелой ситуации находятся татары Пермской области. Из 64 татарских школ не осталось ни одного. Хотя во времена в СССР на территории Перми не закрывались татарские школы. На данное время, вся программа обучения перешла на русский язык. Несмотря на многочисленные жалобы и протесты, их просьбы не были услышаны. Только в самой Перми проживает более 60 тысяч татар. Таким образом, ущемляются права национальных меньшинств России. Владимир Путин объявил 2007 год – годом русского языка. Татарские, башкирские учителя считают этот запланированный шаг Путина, как шаг ассимиляции всех нерусских народов. Также они возмущены тем, что каждый ребенок с первого класса должен учиться принудительно в обязательном порядке на русском языке. Это способствует нарушению психологии детей с раннего возраста.
В ближайшее время татарско-башкирские учителя собираются обратиться к Европейской комиссии, ПАСЕ, Совету Европы, ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО и международным правозащитным организациям.
Айрат Шарипов, Республика Башкортстан.
Андрей Савельев: Во видите как местничество действует: вы не хотите, а мы заставим. Естественное слияние народов эта мракобесная публика хочет остановить. Почему? Потому что им нужна сеть "своих", которые считают русскую Россию чужой. Это прямой позыв к сепаратизму и этнической преступности. Они возмущены, что в России, где без русского языка нормально жить невозможно, детей учат этому языку. Место им за решеткой. Они уже "наработали" на прокурорскую проверку.
12.04.2007 20:16:12
Рустам

Президенту Татарстана
Шаймиеву М. Ш.
Копия: СМИ.

Уважаемый Минтимер Шарипович!

Русские нацисты сегодня безнаказанно устраивают провокации против татар на спортивных матчах в духе гитлеровской фашистской Германии. Во время игры в Москве казанского «Ак Барс» и московского ЦСКА все зрители отчетливо слышали, как московские болельщики выкрикивали: «Иван Грозный Хайль!». А ведь эту игру наблюдали в VIP-ложе Владислав Третьяк, Сергей Иванов, Вячеслав Фетисов и другие российские государственные чиновники.
Во время матча «Ак Барса» и «Металлурга», русские нацисты так же устроили провокацию против татар, вывесив среди болельщиков «Металлурга» баннеры со словами: «Не посрамим Ивана Грозного», «1380» (Это дата так называемой "Куликовской битвы").
Во время трансляции практически всех матчей с участием татарстанских команд постоянно отчетливо слышны выкрики нацистов из толпы болельщиков: «Бей татар!» и им подобные.

И хотя практически во всех командах присутствуют хоккеисты татарской национальности - ни со стороны хоккеистов, ни тренеров и ни руководителей Федерации Хоккея России никаких протестов в ответ на эти вопиющие нацистские провокации не последовало, хотя транслировалась игра в прямом эфире по нескольким российским телеканалам. Эти выкрики, надписи на баннерах - вопиющее разжигание межнациональной розни. Власти России бездействует и не пресекает нацистские выходки русских скинхедов и их покровителей. Мы расцениваем эти выкрики и слова на баннерах, как попытку разжигания межнациональной розни. Если виновные не принесут извинения перед болельщиками и ХК «Ак Барса», требуем отложить 4-ый матч завтра 11 апреля, и призываем хоккеистов «Ак Барса» отказаться от финала чемпионата России! Просим Вашего вмешательства и разрешить данную ситуацию через Федерацию хоккея России!

Председатель НЧО ТОЦ Кашапов Рафис
Андрей Савельев: Ах, какие мы чувствительные! Оказывается Иван Грозный был первым фашистом! Да и Петр Великий по той же причине не был допущен в Казань в виде памятника. Куликовская битва, оказывается, чем-то оскорбляет нынешних татар, к которым тогдашние войска Мамая не имеют ровным счетом никакого отношения. В общем, Рустам, это бред полного шизофреника. Рафису Кашапову надо бы позаботиться о своем здоровье.
12.03.2007 11:48:37
Ренат

Полностью согласен с Ханифа , а кто здесь против нее из татар - вы уже не татары можете называть себя русскими. Я помню советское время когда я был ...баным татарином и 3-сортным человеком и поэтому поддерживаю сплоченность всех татар в верхах иначе не будет никакого Татарстана. А Кремлю только надо размыть нац. границы укрупнить регионы.
Андрей Савельев: Жалко мне вас, Ренат. Вы даже статью не в состоянии были прочесть. И остались 3-сортным человеком не потому что вас угнетали русские. Что касается Татарстана, то такого государства нет и не будет. Нам и русское-то государство при 80% русских удержать проблематично, а сделать из Татарии государство, когда там и 50% татар нет, и экономической самодостаточности никогда не будет, дело совершенно гиблое. Нерусские интеллектуалы давно поняли, что Россия - русская страна, а нерусские народы здесь получают свое существование, будучи защищенными от всех исторических тайфунов. Если вы это не понимаете, то это беда для вашего народа. Ваше дело, конечно, следовать за вздором дуры-бабы..
26.01.2007 02:18:51
тоже татарин

Русским и татарам нечего делить, в отличие от московских и татарстанских чиновников, поэтому и такая статистика. Ханифе стоит повнимательнее прочитать статью и лишь потом уже впадать в истерики и поливать кого-то грязными словами. Советую вам, Ханифа извиниться за подобные реплики.
<<  <    1    2    >  >>  



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100