статьи
  Статьи :: Русская нация и национальная демократия
  
  Победа над страхом – путь к образованию
03.04.2005


Выступление на слушаниях в Московской Городской Думе

Победа над страхом – путь к образованию


Вчера один из моих коллег произнес такую фразу: "Постараюсь говорить без эмоций, но с холодной яростью". Я думаю, что "холодная ярость" - это как раз то эмоциональное состояние, которое должно возникать, когда наблюдаешь за тем, что творится не только в образовании, но и о многих других направлениях нашей жизни.


Как ученый, исследователь социальных процессов, я иногда смотрю на ситуацию с высоты птичьего полета. С высоты видно, что нашей стране приходит конец. Поэтому, если мы будем относиться спокойно, не замечая того, что происходит с нами и прежде всего с теми поколениями, которые придут после нас, этот конец наступит. Десять – пятнадцать лет может быть мы еще протянем, но есть так называемая "точка невозврата", когда уже бесполезно предпринимать какие-либо действия, когда вся система захлопывается, и то что останется от нашей родины мы даже не можем себе представить. Может быть не будет ничего, может быть останутся какие-то обломки… Но что из этих обломков потом вырастет? И какое будущее мы для своих детей готовим, соглашаясь на те условия, в которых мы сегодня живем?


В прежней системе, коммунистической, как бы мы ее сегодня не ругали, когда родитель отводил своего ребенка в школу, он, конечно, испытывал страх. Каждый родитель испытывает беспокойство за своего ребенка. Но он приводил ребенка в государственное учреждение, отдавал его в руки государства и знал, что существует система, дающая гарантии против различных нарушений, не только со стороны администрации, со стороны учителя, но и со стороны товарищей, соучеников. Нарушений случалось много, но в тоже время было к кому обратиться за помощью.
Сегодня тот страх, который испытывает родитель разрастается до ужасающих размеров, когда возникает преклонение перед педагогом, который обладает безграничной властью над ребенком. Он может разрешить получать образование в данном месте, а может не разрешить; может дать возможность заниматься, скажем, на уроках английского языка, а может отказать; может представить вашего ребенка талантом, а может - дебилом, который не в состоянии осваивать элементарную программу и поэтому ему беспрерывно ставят двойки. Учитель может превратить ребенка в неврастеника и показывать на него всем пальцем, говоря: "Смотрите - родители не занимаются его воспитанием!".


Годами отработанная система шантажа родителей через детей раньше сдерживалась государством. Теперь государство отвернулось, и мы имеем школу, "развивающуюся" в сторону тюрьмы. Потому что если образование исчезает из школы, остается одно – неволя. Это означает только одно: школа превращается в место заключения, временного заключения для того, чтобы дети не дай Бог, чего-нибудь не натворили.



Систему единого госэкзамена многие ругают. И я поначалу тоже считал, что это дурная инициатива. Но как оказывается это вынужденная мера, если честно ее проводить в жизнь, способная разбить негласный альянс между учителем и родителем, обманывающими собственных детей и государство. Потому что как только этот альянс возникает – "ну поставьте моему ребенку какую-нибудь оценку, чтобы стыдно не было" - образование прекращается.


Если честно провести единый госэкзамен, по тестам, как бы это нелепо ни казалось при нашей традиции образования, мы обнаружим, что образование в нашей стране закончилось. Образование исчезло из-за страха, воспитанного годами - страха перед начальником, страха за своего ребенка... Из-за этого родитель пасует перед учителем, а родительская общественность - перед директором и всей системой школьной бюрократии.


Единственный путь разрушить эту порочную "вертикаль" страха, дошедшую до самой вершины образовательных институтов – создание родительской "горизонтали", родительской ассоциации, которая в принципе может предложить более высокий уровень проверки образования, в сравнении с педагогической средой. Да, каждый учитель – специалист в своей области, но все остальное общество тоже неплохо образовано и может проверить, насколько, например, в области литературы или математики в данной школе дается, а не имитируется образование.


Инициатива, с которой выступили мои коллеги и друзья – проект "Собрание родителей" - направлена на то, чтобы вернуть в школу образование. Я думаю, что сегодня нам необходимо обдумать эту инициативу, перевести ее в организационные формы, формируя новые действия соответствующие той обстановке, в которой мы живем.


Я как родитель могу покаяться, что очень долго думал, что мои дети сами виноваты в том, что они нехорошо учатся. Но когда я начал исследовать ситуацию, теми подходами, к которым я привык в науке, передо мной открылась бездна.


Я не знаю, с какими представлениями приходят в школу молодые родители, знают ли они, что будет с их детьми? Подозреваю, что не знают. Только те родители, которые прошли определенные ступени жизни вместе со своими детьми, которым их собственное образование позволило это сделать, обнаруживают, что в школе нет того качества обучения, которое было раньше. Они в состоянии сказать: в школьной жизни, в жизни наших детей происходит что-то не то. Мы должны опереться на знания и понимание ситуации старших родителей - тех родителей, дети которых уже закончили школу и не находятся под административным прессом.


Являясь депутатом Государственной Думы, я пытаюсь защитить своего сына от шантажа, но оказывается, что московский Департамент образования использует моего сына, чтобы шантажировать меня, чтобы я не занимался проблемами образования в г.Москве! Дело дошло до того, что мне приходится в Рособрнадзоре объяснять, что чиновники обязаны добиваться соблюдения закона в своем собственном ведомстве. Они же всячески отпираются. И сейчас мне остается только работать с прокуратурой по поводу чиновников, нарушающих закон.
Представьте, что должно быть в голове у директора школы, чтобы вместо ответов на мои вопросы по поводу образования в школе, организовать сбор досье на моего сына!


Я думаю, что эти проблемы касаются многих родителей. И если я, как депутат, не могу защитить своего сына, то подозреваю, что десятки и сотни тысяч родителей либо не знают, что творится в нашей школе, либо не в состоянии себя защитить.


Тем же, кто понял, что творят в школе над нашими детьми, необходимо объежинять усилия и рассказывать другим родителям, какой ущерб они обнаружат для своих детей, когда придет время всерьез предъявлять знания. 


 



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100