статьи
  Статьи :: Русское зарубежье
  
  Память о едином суверенитете
24.11.2005


СНГ умирает


 
Заявление Грузии о выходе из СНГ наделало много шума в российских политических элитах, удостоившись комментариев видных аналитиков и представителей разнообразных политических сил. Оттолкнувшись от темы грузинского демарша,  мы поговорили о судmбах СНГ с доктором политических наук, депутатом Государственной Думы РФ от фракции "Родина", зампредом Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Андреем Савельевым.
 
- Как, по-Вашему, соотносятся ожидания официального Тбилиси от собственного демарша с реальной сегодняшней ролью самого СНГ? Не преувеличивает ли Саакашвили, просчитывая свои пиар-акции, отношение к СНГ здесь, в Москве?
- Я думаю, что никакого трезвого расчета, никакой шахматной схемы в голове у Тбилиси нет, это продолжение хаотических попыток щипать Россию за болезненные места. В Тбилиси надеются, что СНГ является таким болезненным местом. Вот что движет грузинскими парламентариями. Вместе с тем угроза выхода Грузии из СНГ не так велика, как может показаться. Конечно, существует некоторое беспокойство, связанное с необходимостью разрыва целого ряда международных соглашений. Но такое беспокойство в несоизмеримо большей степени, чем Россия, должна испытывать Грузия: никакой экономической зависимости России от Грузии нет и быть не может. Выходя из СНГ, Грузия может навредить только своему народу.
- Не так давно президент Путиин сказал, что СНГ выполнило свою задачу как политический клуб руководителей постсоветских государств. Угроза покинуть политический клуб, вероятно, не самая серьезная из возможных угроз?
- Конечно, СНГ сегодня не столь значимая организация, но я не соглашусь с мнением, высказанным президентом. СНГ не выполнило своей главной задачи. Она состояла в том, чтобы сохранить некоторое воспоминание о едином суверенитете. СНГ должно было выполнить роль Евросоюза для республик бывшего СССР, но каждый думал не о едином суверенитете, а о своем собственном, и все пошло наоборот.
- Но грузинское руководство рассматривает СНГ не как не состоявшийся постсоветский Евросоюз, а скорее как рудиментарный Советский Союз. В Тбилиси, похоже, мыслят куда более советскими стереотипами, чем в Москве. Не так ли?
- С одной стороны, это так. Но с другой стороны, Тбилиси всего лишь продолжает тот курс на ликвидацию СНГ, который является общим для всех стран Содружества в той или иной степени. Настоящими советскими людьми можно считать как раз лидеров Абхазии и Южной Осетии, которые пытаются сохранить островки прежней государственности, свои автономии. Попытки уничтожить эти островки представляются мне лично деструктивными.
- Насколько, по-Вашему, выгодно было бы исчезновение СНГ Западу?
- Эта цель не артикулируется, за исключением некоторых выступлений Бжезинского, к примеру, о недопустимости слияния России с Украиной. Но отношения между Западом и любым государством СНГ строятся - и это совершенно закономерно - как отношения с суверенным государством. Таким образом, СНГ как структура имеет значение только для самих участников этой организации. Дальнейшее дробление СНГ даже на уровне отдельных государств, и в первую очередь России можно рассматривать в числе интересов Запада, ибо в этом случае доступ к ресурсным консервам становится более легким.
- Не так давно состоялся выход Туркменистана из СНГ. Что изменилось фактически? Если в этом контексте учитывать вчерашнее заявление Туркменбаши о необходимости возврата долгов, то выглядит это все весьма комично.
- Полагаю, что на это легко отреагировать, предложив Туркмении погасить туркменскую долю тех долгов, которые СССР имел на момент распада. Думаю, сумма будет значительно большей. Туркмения может выходить из СНГ, вступать обратно и делать что ей вздумается. Туркмения никуда не вышла и никуда уже не войдет. Она находится в безвоздушном пространстве. У заявлений Туркменбаши есть один адресат - сам Туркменбаши. Он обращается к самому себе, доказывая, что его государство также может делать резкие заявления, а значит, имеет какой-то политический вес.
- Какой конкретный смысл для России в существовании СНГ?
- Стратегического смысла сегодня нет. Собрания аппаратчиков, перемежающиеся собраниями глав государств. Издания совершенно бессмысленных модельных законов. Без конкретных задач.  Если бы были декларированы иные цели - создание единого суверенитета, например, его экономической составляющей, - тогда был бы какой-то смысл. А сейчас, кроме парадных функций, ничего нет. Это печально. Это означает, что СНГ умирает, но можно реанимировать труп, заявив, что нам нужны новые схемы управления экономическими системами, старыми экономическими связями, нужно восстановить инфраструктуру, которая раньше функционировала без государственных барьеров, а сегодня они есть, эти бюрократические барьеры.
- Но для этого необходима политическая воля, причем не только в Москве. К тому же не вполне понятно, как восстановление такой экономической инфраструктуры возможно в реалиях сегодняшнего дня, когда существуют сепаратные экономические связи суверенных государств с внешним миром, трубопровод Баку-Джейхан, например, строящийся газопровод из Туркмении?
- Все эти новые проекты - плата за политическую недееспособность лидеров государств, которые пошли на их осуществление по одной единственной причине: неэффективно функционирует СНГ, нет единого суверенитета, а проекты дорогостоящие, в них слишком много политики и слишком мало экономики. Даже России не нужен трубопровод по дну Балтийского моря.


"Арабески" Специальный проект сайта GlobalRus.ru



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100