статьи
  Статьи :: Русская нация и национальная демократия
  
  Национализм: от идеологии к технологии
05.03.1997


Мы видим много мнимых “национализмов”, использующих фрагменты русского философского наследия или западного консерватизма.

"Национализм: от идеологии к технологии"


Тезисы к выступлению на конференции


"Национализм в современной России"


5 марта 1996 г.



1.Вопросы, определяющие дальнейшее строение теории:


- что такое нация (духовно-культурная общность, способная к формированию конкуреноспособной государственности)


- как соотносятся нация и государство (одно без другого неустойчиво)


- как соотносятся нация и этнос (нация - явление цивилизации, этнос - природное явление)


- существует ли нация в России, какая это нация (нации). (Здесь должно быть обоснование)


- что такое национализм (гипертрофированное чувство национальной принадлежности или определенное качество национальной элиты, государственной политики).



2.Способы политической "подачи" национализма:


- "патриотизм власти" (номенклатурное государственничество - "Наш дом - Россия" превыше всего, долг гражданина служить "Нашему дому...", в каком бы виде он не был построен. Ритуализация верности режиму. Пример - многие попались на удочку когда их вынудили определиться в отношении ввода войск в Чечню.)


- "демократический патриотизм" (“западнизм”, западнический национализм)


- "коммунистическая державность" (соединение марксизма-ленинизма и русского традиционализма, игра в те же механизмы, которые были использованы большевиками - см. Н.Бердяев "Истоки и смысл русского коммунизма" - но уже на поле идеологии. Уже не безотчетное совпадение с темными сторонами народной души, а прямая игра на этих сторонах. Отсюда и предельная лживость - "Христос - первый коммунист", "русская идея неотделима от социализма" и т.п.)


- "жириновщина" (“чистая” бессистемная агрессивность в сочетании с закулисным прагматизмом - беспочвенные агрессивные заявления, отсутствия мировоззрения, политической идеологии - системного формирования взглядов. Отсюда и широкая база поддержки самых разных слоев общества.)


- "почвенический фундаментализм” ("зарывание в почву вплоть до “юдофобии” или “арийства”) (Пример - "первая русская конференция", "Земщина", "Народная защита") или перенятием шокирующих бандитских ритуалов (баркашовщина). Образ врага и обоснование своей ксенофобии, способ не сойти с ума для людей со слабой психикой. Попытка концентрации (территориальной или идейной) приводит к маргинализации. Примечателен и испуг власти на собственное отражение, к тому же видное всем.


- “этницизм” - борьба за суверенитет экономически и культурно несостоятельных для национального бытия сообществ.


Мы видим много мнимых “национализмов”, использующих фрагменты русского философского наследия или западного консерватизма. (О мнимом и истинном национализме стоит вспомнить работы С.Булгакова и И.Ильина, а в наши дни - протоиерея Владислава Свешникова).



3.Идейный базис русского национализма


Национализм (истинный) как форма политической реализации “русской идеи”, ее идеологическая и политическая проекция. Идеология не создается внезапно. Она может возникнуть только на базе мощной мылительной традиции. Единственная национальная традиция - русская философия XIX-XX в.


Основа - развенчание либерального и коммунистического мифа, демонстрация их родства. Общие корни - человекобожие, система идей, основанная на мифе "идеального общества" и вольтерьянского “человек по своей природе добр”, материализм ("экономический детерминизм"), антитрадиционализм, революционизм. Преодоленная Западом идеология Просвещения помноженная на некомпетентность.


Несостоятельность либерального мифа, как универсалистской утопии (А.Панарин). Обреченность на борьбу за ресурсы. Гуманизм для “золотого миллиарда” - идеология современного Запада и ресурсная расточительность для универсалистского мифа “прав человека”.


Аскетизм и технологический прорыв обеспечивают успех. Аскетизм - опора на древность (Махнач), технологический прорыв - заимствования у "цивилизованных стран" и "развитого социализма". Пример - "японское чудо". "Русское чудо" в сочетании с нашими ресурсами - возврат роли в мировой истории.


“Русская идея” - поиск собственной древности, оснований для национального бытия. Особенность - имперская форма консолидации этносов вокруг русской этно-нации (двойная идентичность - этническая и государственная - настоящие россияне, настоящие русские). Возможная неудача - переход в состояние русского национального государства через большую кровь.



4.Перспективы национализма в России


Ситуация: распад национального самосознания ("русские" и "россияне", "новые русские" и "старые русские"). Социологические данные - демонстрация зараженности "европеизмом" ("правовое государство", "демократические институты") в сочетании с пониманием его фасадности и необходимости жестких форм власти (РНИСНП).


Распад идентичности (частичный или полный):


- расовой (вырождение - конфликтующие идентичности, демографический кризис, евразийство - отказ от своей расовой природы),


- этнической (утрата самобытности, евро-унификация города, вымирание деревни, утрата языка),


- национальной (утрата признаков государственности, расчленение по СНГ, утрата общей истории, деградация образования, научных школ),


- цивилизационной (вырождение универсалистской парадигмы "третьего Рима" и переход к дурному “атлантизму”, утрата литературы, философии и даже политической публицистики).


Важнейшая проблема - преодоление разложения русского ядра российской государственности. Произошел необратимый распад “русскости”. По паспорту и физиономии “русский”, по менталитету - приватизированный (денационализированный) “россиянин”.


"Пределы роста", "золотой миллиард" - отсюда - два основных сценария. "Европеизм" - растворение в атлантической цивилизации (денационализация) или "традиционализм" - восстановление цивилизационной идентичности и вхождение в систему мировых цивилизаций с шансами выиграть конкурентную борьбу в ситуации культурного и технологического кризиса.


Либо мобилизующая опора на древнюю историю (без попыток ссорить одну древность с другой, то, что не стыкуется, должно быть отброшено, ядро - история православной империи обеспечившей взлет культуры), либо физическое вымирание в течение ближайшего столетия. Индивидуалистическая парадигма - отказ от собственных детей, коммунистическая парадигма - отказ от собственной истории. Национализм - технология выживания в условиях свирепой конкуренции.



5.Технология национализма.


Провал партийного строительства. Социальных слоев (социальной базы) нет. Есть слои, ориентированные на тот или иной образ жизни (принимающие определенную форму стратификации в определенной ситуации, а в целом - никакой).


Задача - выделение "субъекта" национального строительства (Колосов) - собственной страты в хаотическом обществе.


Модель СССР\КПСС - проникновение государства в самые глубины общества без слома этнического разнообразия. Катастрофа в связи с неверными основаниями – марксистско-ленинской идеологии и сталинской модели управления (не выборочные, а повальные репрессии, не научный поиск, а тупой фундаментализм).


Звездообразное построение доктринально сплоченных в национальной элите структур + отказ от конфронтационности в национальной элите. В идеале квазикастовое (культурно стратифицированное общество - "русские-1", "русские-2", "россияне", "общечеловеки"). В дальнейшем - соответствие культурной и социальной стратификации.


Технология национальной элиты:


- отказ от "народности" (охлократизма) и ее формы - "общественности" (А.Хохлов). Народ - лишь носитель генофонда, но не творец культуры и политики. Отделение демоса (профессионалов и граждан) от охлоса (В.Махнач), преодоление “гражданского общества” вырожденного в структуры "общественности", ставшие формой охлократизации демоса;


- "символы веры" и цензы от простых к сложным ("не читающие газет вроде МК" и т.п.): сначала "честь и Родина", потом деление на "левых" и "правых", полидоктринальность;


- культурные сообщества (определенный стиль жизни + механизм включения готовых его принять); доктрины для каждой страты (при непротивлении остальным доктринам, признание права на научный поиск). (С.Чернышев - о разрешении проблемы понимания и “доктрине доктрин”, В.Колосов - об иных идейных мирах);


- профессиональный и образовательный ценз - цеховая структура ("ментам, лесорубам, собакам и проституткам вход воспрещен");


- изжитие комплекса оппозиционности ("служим стране, а не режиму", "не против власти, а сквозь власть", "партии - чуждое явление", “не политическая поддержка режима, а профессиональное служение Отечеству”), отказ от партийного строительства, профессиональное овладение властью.


Вместо новой формы рабовладения (демонический капитализм) - новая форма феодализма (новая аристократия - П.Хомяков). Союз жрецов (наука, образование) и воинов (военные и спортсмены).


Подобие профсоюза на низших этажах и академии на высших.


База - научные и образовательные структуры + органы власти. Профессиональное сотрудничество с властью и отказ от политической поддержки режима.


Нация и государство, М.: 1997



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100