статьи
  Статьи :: Россия и мир
  
  Демократический стриптиз (по криге А.Янова "После Ельцина"
18.03.1995


 


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРИПТИЗ


(рецензия на книгу А.Янова "После Ельцина", М.:1995)


Мне было чрезвычайно трудно читать книгу Александра Янова. Трудно от невероятной скуки. Рецензию мне удалось написать только будучи связанным обещанием Павлу Тулаеву.


К сожалению труд известного "специалиста по русскому национализму" не относится к числу научных, как и подавляющее большинство творений призванных под знамена ельцинского режима интеллектуалов. Но в ряду псевдонаучной публицистики книга "После Ельцина", бесспорно, труд фундаментальный. Поэтому мы попытаемся посмотреть на эту книгу как на своего рода подделку - достаточно примитивную и малоинтересную по содержанию, но занятную, как пример укоренившегося образа мыслей либеральной публики.


Книга Янова настолько бесхитростна, что может расцениваться как саморазоблачение почти непристойного характера. Непристойность самим Яновым конечно не замечена, но со стороны видна практически в любом вираже его мысли, лбом описанном им эпизоде.



* * *


Книга названа Яновым совершенно неправомерно, но объяснимо. Неправомерность вполне закономерна и вполне в духе всего содержания книги. Автор вовсе не о постельцинской России печется. Его Россия - это Россия Ельцина. "После Ельцина" для Янова России нет, а точнее - не должно быть.


Для Ельцина Янов не находит ни идейных, ни политических преемников. Даже либералы становятся для него врагами, как только они начинают выступать против Ельцина (например по поводу чеченской войны). Янов критикует даже Запад, который более обеспокоен своими сиюминутными интересами и не собирается безвозмездно помогать Ельцину. И тех, и других Янов пугает "имперским реваншем", протягивая руку за подаянием в пользу ельцинизма.


Главный аргумент для нагнетания такого рода страхов - это антизападная позиция идеологов национал-патриотов и их "психологическая война" против ельцинизма. По первой позиции Янов совершенно прав, по второй - абсолютно лжив.


Антизападные настроения - бесспорный факт, но они конечно не означают стремления к уничтожения Запада. Антизападничество состоит в том, что Россия на своей территории должна считаться только со своими интересами, а всякие попытки отстаивать здесь чьи-либо еще интересы должна рассматривать как предательство или диверсию. Янов в явном виде такой принцип не отвергает, но в истории России видит лишь два ценных периода - период большевистского переворота (с.154, с.183) и период ельцинизма. Все остальное для него - мрак военной империи. Именно этим Янов разоблачает близость российского либерализма и большевизма как радикальных противников русской государственной традиции.


Верный большевистской методе разрушения российской государственности, Янов призывает на Россию судьбу Германии и Японии - фактическую оккупацию, национальное унижение. Он пытается оправдать эту судьбу нынешним экономическим развитием этих стран, но забывает доказать, что экономический расцвет бесспорно следует за оккупацией.


Забывчивость Янова не случайна. Ведь чуть ли не главной задачей для Запада он полагает разоружение России, которое гарантирует Запад от опасности "ядерного реваншизма". То есть безъядерный реваншизм для Янова уже не страшен - его можно будет взять голыми руками.


Янов очевидно лжив, когда говорит о психологической войне, якобы вяжущей мысль либералов, запуганных "реваншистами". Если и есть психологическая война, то именно со стороны либерального лагеря, поставившего себе на службу средства массовой информации. Соотношение сил здесь 1 к 100. Янов же подсчитывает никому не известные "фашистские издания" и выдает их за реальную силу.


О злонамеренности Янова в вопросе о соотношении сил в борьбе идеологий говорит тот факт, что он сам становится элементом пропагандистской кампании, ведущейся "демократами" несколько лет к ряду. Янов говорит об опасности "военно-националистического путча", о "русском Гитлере", о "ядерном реваншизме"... Причем здесь злонамеренность самого низкого пошиба - злонамеренность, связанная со своими эгоистическими устремлениями. Как и российские либералы, он нагнетает истерию, чтобы выклянчить у Запада средства на собственное существование.


Метод этих побирушек всегда абсурден. "Психологической войне", "лжи реваншистов" Янов предлагает противостоять "убедительными картинами великого европейского будущего демократической России" (с.68), но сам таких картин не предлагает. Он то упрекает Запад в том, что ему рынок в России дороже, чем демократия, то обрушивается на Дж.Сакса за то, что тот говорит о неприемлемости недемократического пути к рынку - мол, надо видеть ту "психологическую войну",


которая ведется "реваншистами". Вместо того, чтобы говорить по существу об эффективности "шоковой терапии" реформ, Янов обосновывает ее благотворность тем, что на апрельском референдуме 1993 года "народ не отказал Ельцину в доверии".


Янов пересыпает свое сочинение цитатами из американских и российских газет. Но у него практически нет своих мыслей, за исключением самых примитивных. Он так и остается на газетной поверхности факта. Ни тени доказательности даже в полемике со своими союзниками. Например, Янов критикует Бжезинского, являющегося крупнейшим авторитетом в области геополитики, автором научных монографий, советником американского правительства, но при этом лишь расплескивает эмоции без всяких аргументов. Может быть, ревнует Бжезинского в любви к американским властям?


Фактически автор обсуждаемой нами книги предлагает ясной антироссийской позиции Запада альтернативу в виде "политики соучастия", сводящейся к поддержке "пятой колонны" и дипломатической благожелательности к антинациональному режиму (чем антинациональней, тем благожелательней). Но с этой идеей он абсолютно никому не интересен, ибо обе позиции в реальной политике США без труда совмещаются.


Когда "пятой колонне" в России жилось несладко, Янов использовался Америкой для того, чтобы блажить во все горло "Русские идут!" На русском языке это должно было звучать особенно убедительно. Сейчас такого рода услуги можно получить даже в Кремле и Янов стал неинтересен.



* * *


Читаешь Янова и думаешь, наивен или прикидывается? Неужели доктор исторических наук не понимает, что "бритоголовые бандиты" не приходят к власти сами собой, что их нанимают с определенной целью? Неужели историк может называть демократией февральский переворот 1917 года в России? Неужели здравый человек может всерьез можно говорить о новом Пирл-Харборе, грозящем американцам со стороны России? Неужели аналитик может всерьез говорить о том, что в России возможен фашистский путч, после которого всех евреев посадят в концлагеря? Это бред или напускная шизофрения?


Так или иначе, своей книгой Янов полностью дезавуировал себя как историк. Историк никогда на заявит, что Иван Грозный говорит языком Баркашова, (с.108), что СССР - единственный из членов антигитлеровской коалиции продолжил после войны агрессивную политику (с.177), что Жириновский сочетает "либеральный пафос Данилевского с политической технологией Гитлера" (с.149) и продолжает традиции исторического славянофильства (с.140), что Франция живет по Вольтеру и Дидро (с.195). Историк не позволит себе профанно излагать и критиковать труды Льва Гумилева на десяти куцых страницах, даже если и не разделяет его основных идей.


Трудно придумать более эффективный метод самоуничижения в качестве политического аналитика, чем тот, которым пользуется Янов. Он ставит в книге не научные, не политологические задачи. Что-то процитировав, он только и способен вымолвить: "Смотрите! Вон они какие! Караул!". Остается голый испуг, хаотическая рефлексия - не более того.


Особенно нелепыми, жалкими выглядят попытки копировать при создании портретов лидеров патриотического движения психоаналитический метод Э.Фромма. В результате Янов разоблачает только свое ущемленное самолюбие, раздражение не принявшим его Шафаревичем, не оправдавшим надежды Кургиняном, отказавшимся от превращения "из фашиста в антифашисты", чуть не выставившим его за дверь Жириновским, упрямым и парадоксальным Прохановым, неожиданно демократичным Зюгановым... Кстати, с перспективами Жириновского Янов попал пальцем в небо. Он утверждал (с. 120), что Жириновский станет основным соперником Ельцина на президентских выборах.


Вместо критического разбора взглядов своих оппонентов, он говорит о необходимости их маргинализировать, "защитить от них умы россиян", доказать Западу "насколько серьезна угроза русского фашизма". Это значит, что предлагается только голое политиканство - ничего более. Чем и занимается "коллективный Гайдар" - демократические СМИ, к которым в полной мере можно отнести слова Ельцина в период избирательной кампании - "никуда они не денутся".


Янов тоже "никуда не денется", ни от Ельцина, ни от защиты интересов Запада при любом политическом раскладе. Именно поэтому у него складывается двуполюсная система восприятия - либо демократы-западники, либо фашисты (надо, мол, не увлекаться строительством капитализма, а бороться с русским фашизмом - с.84).


Сфабриковав химеру "веймарской России", Янов в совершенно извращенном виде подает образ могильщиков "веймарской демократии". Он рассматривает фигуры национал-патриотов вчерашнего дня, разбирает идеи тех, кто не способен к реальной борьбе за власть политическую и власть над умами.


"Страшилка" "русского фашизма" у Янова становится пустышкой. Он отмечает неумную конкуренцию лидеров и "партизанщину" национального движения, подмечает несовместимость "правых" и "левых" идеологий на примере Русского национального собора и Фронта национального спасения. Янов пугается этой пустышки и не замечает, что историческую перспективу имеет вовсе не коммуно-патриотическая коалиция, а союз осознающей свои интересы власти с идеологами русского прорыва, которые зачастую предпочитают научную деятельность играм вокруг политики.



* * *


Наиболее убедителен Янов именно в тех разделах, где неожиданно для самого себя доказывает абсолютную беспочвенность российского либерализма. Без поддержки Запада у него, по словам самого Янова, нет ни политических, ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. Так чья же это политика - насаждение либерализма в России? Янов отвечает на это прямолинейно - это политика Запада, стремящегося уничтожить своего соперника. Выходит, что российский либерализм несет в себе имманентный признак антигосударственности.


Все, кому не по душе политика Запада, коррумпированность ельцинского режима, предательская позиция либералов, для Янова - "реваншисты". Возводя политическое противостояние в России во вселенский абсолют, Янов говорит, что вся Россия представляет собой линию фронта между демократией и национализмом. Эта позиция справедлива только при оговорке - противостояние происходит между псевдодемократией, которую Запад предлагает в качестве технологии саморазрушения своим соперникам, и национализмом, которому Запад препятствует в других странах, опасаясь резкого повышения их конкурентоспособности.


Прав Янов в том, что не Ельцин является главным противником для "реваншистов". Он сам пишет: "В Кремле возник слабый, но прото-демократический и на удивление проамериканский режим." (с.63). То есть, все-таки Запад - главный источник политического противостояния, хотя реальное столкновение происходит между российскими либералами и русскими националистами.


Отметим, что коммунистическая оппозиция сегодня играет на поле националистов, паразитируя на природном патриотизме и государственном инстинкте граждан. Профанируя национальную идею, коммунисты оказывают огромную услугу ельцинистам, "пятой колонне", в хвост которой они пристраиваются.


Для Запада коммунисты в России не опасны. Книга Янова, в которой о коммунистах практически ничего не говорится - тому подтверждение. Ведь именно коммунистам обязаны российские либералы своими успехами. Они ведут оппозицию по ложному пути, таскаются с поблекшими лозунгами и символами, вместо того, чтобы выдвигать новые идеи. Потому-то эффективной становится пропаганда вроде: "Придут коммунисты - корову отберут".



* * *


Янов высказывается против антирусских позиций на Западе не потому что они антирусские, а потому что они опасны поражением либералов в России. Здоровая реакция национального организма на откровенные попытки его разрушить представляется опасной для интересов Запада. Но Янов не замечает, что инициирует практически идентичную реакцию русского самосознания на беспрерывное обсасывание темы юдофобии ("антисемитизма" - в терминологии Янова).


Еврейская тема для Янова становится какой-то болезненной. То он пытается завязать разговор с евреями о "русской идее" (те шарахаются от него, как от зачумленного), то вынуждает их признаться в ожидании нового Холокоста (для Янова "список Шиндлера" куда длиннее, чем "русский список"!). Если где-то разгромлено еврейское кладбище - Янов готов вопить о фашизме, требовать антифашистских манифестаций и заявлений государственных деятелей. Но Янов будет молчать, как рыба, при разрушении русских воинских кладбищ в Восточной Европе, при осквернении русских могил в Прибалтике, при разорении сербских кладбищ. Алогичность и злонравность такого подхода, так или иначе, становится ясной даже для обыденого сознания.


Как раз кстати Янов признается, что он против всяких "традиционных ценностей", всяких "национальных культурных ценностей" (с.87). Желчное брюзжание вызывают у него даже неуклюжие попытки части российских либералов хоть в чем-то продемонстрировать самостоятельность - говорить о национальном своеобразии, о приверженности национальным интересам...


Если русских Янов просто игнорирует, то к евреям у него, действительно, какое-то болезненное влечение. В своей книге он то рассказывает еврейские анекдоты, то выискивает по страницам сочинений своих оппонентов что-то антиеврейское, то пристает с беседами о политике к поэту Иосифу Бродскому (выделяя его именно как еврея, а не как великого поэта), то любовно перечисляет все случаи юдофобии в публичной политике последних лет (как их, оказывается, мало!), то, вместо исторических концепций Артура Шлезингера, замечает лишь его еврейскую принадлежность... По поводу последнего можно заметить, не интересуясь его нижним бельем, что "Циклы американской истории" - неплохой материал, оппонирующий Янову с его вздорными антиимперскими филиппиками.


Наконец, Янов повторяет в собственном варианте миф о жидо-масонском заговоре. Только у него мировой заговор творят фашисты. Он считает Россию "даром небес для международного фашистского капитала". Это жанр ненаучной фантастики.



* * *


Жалостливая история о том, как Янов не стал крупным общественным деятелем, была внутренним делом "демократов", пока он не рассказал об этом на страницах своей книги - как ему все налгали, говоря о готовности поддержать инициативу создания международного Комитета Согласия для оказания поддержки "молодой российской демократии", "веймарской России".


Янов не нужен никому. Янова не хочет знать ни Ельцин, ни Шаталин, ни Шеварднадзе, к которым он обращался со своими идеями о "политике соучастия". Он их жаждет, они его нет. Похоже, что даже политические майклы-джексоны вроде И.Хакамады (написавшей предисловие к книге Янова вроде как из милости) особенно его не привечают. У тех и других и без Янова есть свое "соучастие", им посредники не нужны.


Янов не нужен ни евреям, ни юдофобам, хотя и пытается разговаривать и с теми, и с другими. Первые его боятся (как бы не засветил их перед вероятными погромщиками), вторые, вероятно, презирают. Он страшно обижен на всех, кто не признал в нем великого ученого и общественного деятеля. Америка-то признала! Только Янов не видит, что это признание в прошлом, что Билл с Борисом и без него большие друзья.


Янов ослеп без потери зрения. Он смотрит через океан на Россию и не видит ее, не понимает ее. Проглядев все глаза в своих тщетных попытках подогнать действительность под содержание собственной головы, Янов перестал видеть что-либо даже у себя под ногами. Он не знает ни Запада, ни России. Он не видит неприличности своих саморазоблачений - этакого демократического стриптиза. Его опусы интересны только тем, кто хочет сам пугаться и других пугать. В крайнем случае - коллекционерам политических патологий.


Императив №2, 1996














  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100