статьи
  Статьи :: Боевые искусства
  
  Обсуждение статьи "Бусидо и русский путь"
03.08.2005


Текст статьи


09.01.2007 04:46:07
Oleg


Ещё раз про кикбоксинг.
Я имею ввиду прикладное значение а бои без правил наиболее приближены к реальной ситуации.
Я не спец в этой области но вроде как (кик)боксёр может вырубить с одного удара и партера не будет.
Особенно подготовленным боковым или аперкотом. + приемы кикбоксинга вроде лоу-киков ударов локтями. Я понимаю что в реальных соревнованиях бывает "показуха". Хотелось бы конкретно узнать о межстилевых соревнованиях борьба против других стилей.


Андрей Савельев:
Олег! Сейчас "бои без правил" показывают по ТВ достаточно часто. Чтобы кто-то "вырубил с первого удара", я ни разу не видел. Это возможно только при очень низкой квалификации одного из соперников. Лоу-кики вещь  очень эффективная, если удар поставлен. Но он ставится достаточно быстро. Проходит именно как соревновательный "аргумент". С одного удара лоу-киком противника не положишь. 5-6 плотно прошедших ударов могут сломать. А это несколько минут боя. За это время можно получить от соперника немал его "аргументов". Удары локтями в "боях без правил" применяются очень редко. Это как раз одно из неписанных правил. Про межстилевые соревнования я ничего не знаю. Слышал, что на подобных соревнованиях побеждают в основном представители тех, которые занимаются их организацией.


Надо понять, что спортивная схватка - всегда условность. Если бы это было не так, то с татами то и дело уносили бы трупы. Поэтому реальная боевая подготовка идет не на соревнованиях, а реальных опыт получают только в реальном бою.


 
07.01.2007 01:56:18
Олег


Кто будет определять врагов отечества? Партия? Народ? Все мы знаем к чему привела политика ликвидации"врагов народа". Всё переродиться в тоталитаризм. Каждый САМ должен выбирать. Кстати, зачем власти бояться народа если есть армия. Как волка не корми, медведь сильнее. Солдата учат воевать сколько? А сколько времени может посвятить тренировкам обычный человек? И что сделает этот человек против оружия? Спорт запустили, потому что нафиг правительству проблемы и трата "личных" денег.
И напоследок, читал где-то что кикбоксинг - лучшее "направление" рукопашного боя(написано было что проверяли в боях без правил) т.к. используются лучшие приемы бокса и восточных единоборств.


Андрей Савельев:
Мы уже видели, что значит "каждый сам". Это иллюзия. Когда "каждый сам" (сам по себе), то за вас и без вас решают, куда деть национальной достояние и доход от нацинонального хозяйства. Это вопрос "а кто будет определять?" я слышу всю свою сознательную жизнь.  И давно уже отвечаю: "Я буду определять". Я определяю, кто враг народа. Но не "сам по себе". Есть опыт жизни, опыт политической борьбы, есть общие места жизни, которые интрепретировать иначе, значит признать себя шизофреников. Есть друзья и соратники. Могу утверждать по своей практике: все, кого я знаю даже случайно, определяют врагов отечества так же, как и я. С очень небольшими отклонениями. МАксимальное расхождение: Путина враг или нет?


Про армию. Вы полагаете, там чему-то учат? Вы думаете, там учат стрелять? Это не про нашу армию. У нас армии, в общем-то, нет. Солдата у нас не учат воевать вообще. Армию забросили по той же причине, что и спорт - "ребятам не хватает". Тут Вы правы. И опять вернемся к армии. А эта армия в народ будет стрелять? Помнится, не всегда это проходит. За последние годы у нас было несколько госпереворотов (1991, 1993, 1996, ... и далее, не буду уточнять). Армия не сыграла нигде. Даже в 1993, когда танки били по парламенту. Тогда едва нашли трех офицеров-отморозков. В эти танки никто лезть не хотел. Сыграли те, что с амерского посольства стреляли в спину нашему спецназу. Это не армия. И не наши стрелки.


Кикбоксинг? Ерунда все это. Любое спортивное единоборство связано с 1) жесткими правилами, 2) психологией публичной схватки (если что - остановят). В боях без правил ничего не проверяется. Там  тоже есть правила. В том числе и неписанные. Понаблюдайте. Если понаблюдаете, то увидите, что ударная техника там не на высоте, а верх берут вовсе не кик-боксеры, а подготовленные борцы. Кик-боксер, задирающий ноги выше среднего уровня, там проигрывает без вариантов - его просто давят в партере. В боях без правил своя специфика.
 
 
02.11.2006 04:11:33
Велеслав


Уважаемый Андрей!


Как Вы относитесь к Русским системам боевых искусств (РСБИ) под условным общим названием "Русский стиль"? Например, к системе славяно-горицкой борьбы Белова? Как Вы считаете имеют ли эти РСБИ хоть какую-то перспективу, способны ли они вырастить настоящих Мастеров? Или это всё только лишь дань моде?


Андрей Савельев:
Считаю, что для выращивания собственной боевой системы у нас не хватает двух факторов: 1) национальной программы, спонсируемой государством и обязательной для обучения со школьных лет, 2) достаточного мощных личностей, которые не будут делать вид, что изобрели какие-то "русские стойки и удары", а прямо и открыто пойдут по пути заимтствования и синетза, используя для этого самые современные знания о человеке и современные методики боевой и спортивной подготовки. Я видел однажды соревнование по славяно-горицкой борьбе. Зрелище не из приятных. Мордобой, да и только. Любой боксер средней руки с такими бойцами расправился бы в момент.


Мешает развитию Русского стиля огромное количество халтуры и показухи. Все это вместе можно было бы определить как "боевой гопак" (есть такая "фенька" на Украине). Самозванцы из психов и самозванцы из власти имитируют реальное развитие боевых искусств. Плюс нездоровая конкуренция между мастерами разных направлений и квалификаций. Все всех презирают и разоблачают. Государство чужое. Если бы было свое, то вместо регистрации десятков никому не ведомых спортивных видов единоборств, оно создало бы межстилевой комитет, провело отбор и квалификацию школ, взяло на себя большинство затрат (в обмен на бесплатное занятие для детей), отработало бы систему кадров, подключило бы науку и т.д. Но там только и делают, что "пилят" бюджет и растаскивают природные богатства. Поэтому беда Русского стиля в том, что власть у нас нерусская. Будет другая власть, будет и русский стиль - и в восточных единоборствах, и в русских.
 
 
28.09.2006 15:18:22
Владимир


ОЧЕНЬ своевременная статься.


Нужно уметь защищать и себя, и близких, и Родину.
Жаль, что многие об этом забыли.


Один из лучших видов защиты - нападение.
Есть нЕлюдь, которая не понимает ничего. и язык общения с такими - меч, пуля, петля.


Против России идёт война.
И мы должны уметь отвечать АДЕКВАТНО - то есть так, чтобы при одной мысли о последствиях нападения на нас у противника освобождался кишечник.
Равно как и полицаев-предателей.


ТОЛЬКО ТАК.
Потому что НИЧТО другое против нЕлюди не работает.


Я уже не говорю о таком проходном эпизоде, как умении дать по морде всякой распоясавшейся шпане. Тем более - в гос. учреждении, тем более - под объективанми ТВ.


 
05.04.2006 16:51:18
Александр


Спасибо, что так исчерпывающе ответили на мой вопрос по симпозиуму! Но как тогда оценить участие в нем инстанцев - англичанина Эйрза и двух японцев? КТо эти люди? Как правильно истолковатьих доклады?


Андрей Савельев: Статьи  Д.Эйрза (об айкидо) и Т.Такэнори (о каратэ) - небольшие просветительские обзоры, составленные без попыток натужного углубления в тему восточной духовности. Статья Х.Омори - может быть, единственная, которую стоит прчесть и обдумать всерьез. В ней - о старом и новом, о развитии техники, о методиках, о спорте и реальном бое. Я не могу позволить себе обсуждать эти темы в силу недостаточной осведомленности в них.  Статью омори, думаю, надо просто читать, а не обсуждать. Одно занятно: добровольно японизированные русские выглядят нелепыми неофитами в сравнении со сдержанными японцами, которым нет надобности доказывать, что они - японцы. Может быть и русским мастерам не стоит строить из себя японцев? Тогда можно будет заниматься именно боевыми искусствами, а не чужими культами. 
 
31.03.2006 13:14:02
Александр


г-н Савельев! С огромным воодушевлением прочитал ваш коментарий по симпозиуму будо. Я читал эти статьи, но не во всем разобрался! Прошу вас, не могли бы вы прокоментировать статью А. Куланова с этого симпозиума и как объяснить связь чемпиона мира по дзюдо Касоротова с тоталитарной фашистской сектой японских милитаристов синто?


Андрей Савельев:
Статья А.Куланова "Роль духовной состаавляющей боевых искусств в формировании имиджа Японии в России" достаточно интересна и взвешена. Но ее заголовок не соответствует содержани. История представлений о "желтой опасности", западные представления о Японии имеют малое отношение к "духовной составляющей" и России. Старнным в статалье является то, что автор пытается русский духовный путь отождествить с тремя составляющими японского бусидо - синто, буддизмом и конфуцианством. Мало того, что все три эти компоненты слабо связаны, каждый из них в жизни самурая не имел решающего значения. Не говоря уже о русских, которые и слов-то таких не знали. Не исключая создателей самбо В.Ощепкова и А.Харлампиева.  Автор полагает, что японская этика в переводе на русский язык не будет отличаться ни от христианских заповедей, ни от "кодекса строителя коммунизма". Это, конечно же, глубокое заблужение. Вероятно, автор совершенно не понимает православной этики, допуская такое суждение.


Пафос статьи автора, возникающий вслед за историческим экскурсом, состоит в том, что возвращение к японской терминологии и ритуалу каким-то образом восстановит для нас духовную составляющую боевых искусств. Как будто русские в состоянии освоить эту составляющую исключительно на японском языке и в синтоистском культе. Это уже не просто заблуждение, но и демонстративное пренебрежение к русской духовной традиции и русскому опыту реального боя.


К достоинствам статьи следует отнести достаточно критическое отношение автора к поверхностной моде на каратэ (подобной моде на футбол среди лиц, в футбол не играющих), а также обсуждение важной темы - различия спортивных приложений от боевого искусства как такового. Мне близка ирония автора по поводу "подвязывания черными поясами" лиц, далеких от боевых искусств - Лужков, Матвиенко, Кириенко, Соловьев, Сванидзе и др. понятно, что такая же ирония по поводу Путина была бы для автора непозволительной роскошью.  Но в русле затронутой темы она была бы вполне уместна и понята читателями.
 
 
05.03.2006 14:48:35
Олег


Весьма занятно, как вы себе видите "истинно христианского солдата"? По-моему, это что-то вроде горячего льда. "Не убий" - это не касается христианского воина? Поп, благославляющий на убийство - это не нонсенс?


И, если уж вы пишете о "японском чуде", недурно бы вспомнить, что оно стало возможно именно благодара "американизации" и поражению в войне.
Самурайская Япония войну проиграла. Сегодняшняя Япония войну вообще запретила конституционно. Может, лучше ровняться не на позавчерашний день, а на сегодняшний?


Андрей Савельев:
Уважаемый Олег! Православный батюшка благославляет не на убийство, а на защиту. По этому поводу есть обширная литература. "Не убий!", напомню, из Ветхого завета. Христианский смысл этой заповеди - в Новом завете. Коротко: "спаси и сохрани".


Вы думаете, что солдат-христиан никогда не было? Тогда откуда же Империя? За русских воевали басурмане?


Самураи програли более мощному оружию - не более того. Считать, что войну проиграл самурайский дух - это ошибка. Считать, что "японское чудо" - от американизации - тоже ошибка. Я не буду повторяться на эту тему. И без меня достаточно написано. Надеюсь, что Вы не предлагаете нам пройти путем Японии - принять на себя если не ядерный удар, так оккупацию США и "всего прогрессивного человечества"? Отчасти, правда, эта оккупация уже состоялась. Вы готовы гнать оккупантов или сотрудичать с ними?
 
 
18.02.2006 21:10:33
Читатель


Ну с русским духом в бусидо всё более-менее ясно.
А что Вы думаете по поводу недавно проведенного "кириенко-кай" мероприятия - вот как о нем пишет пресса:
"Впервые в России состоялся международный симпозиум по японским боевым искусствам (будо), на который приехали делегаты из четырех стран мира.


Организаторами симпозиума выступили Международное научное общество синто — японская неправительственная организация, аккредитованная при ООН и имеющая в Москве свое представительство, в лице главы московского представительства профессора Э. В. Молодяковой, и российская компания «Будо-Спорт» , развивающая гуманитарные проекты в области японских боевых искусств, в лице руководителя проектов, чемпиона мира по дзюдо С. А. Косоротова. "
Еще раз подчеркиваю - "Первое", "общество Синто" и "Будо-спорт".
Хочу заметить, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО первое научное мероприятие по этому поводу собиралось около 20 лет назад. Его организовывала группа энтузиастов во главе с М.Степиным и А.Подщеколдиным "под крышей" Филосовского общества СССР.
По второму вопросу - не кажется ли Вам странным, что боевыми искусствами в России начинают заниматься тоталитарные секты, а именно религиозной сектой является т.н. "общество Синто". И третье - "Будо-спорт" одна из составных частей т.н. "Российского союза боевых искусств" под руководством Кириенко. Не секрет, что Кириенко является одним из адептов движения сайентологов Р.Хаббарда.
Получается любопытная штука - российские боевые искусства "курируются" сектантами! Попытки такие уже были, хотя бы со стороны церкви Муна, но они были отбиты российскими мастерами боевых искусств. Неужели сейчас так изменились моральные ценности в мире боевых искусств?
Как Вы на это смотрите?


Андрей Савельев:
Как раз сейчас читаю журнал "Додзе" с материалами этого симпозиума. Якобы, эти материалы имеют отношение к боевым искусствам. На самом деле ничего подобного. Хоты подписи под статьями презентируются от имени достаточно залуженных людей, их содержание не выдерживает никакой критики.


Например, статья А.Долина "Духовное наследие японских будо в эпоху глобализации". Содеражние не соответствует заголовку. Автор сначала длинно и скучно излагает историю синто. Причем не описывает содержание культа и ритуала, а упивается перечислением имен богов и адептов синто. А потом рассказывает о своем творческом пути - издании книги "Кэмпо". Ни о духовном наследии, ни о глобализации - ни слова. Тем более, о боевых искусствах.


Вторая статья А.Абараджиева "Традиция синто и духовный мистицизм в боевых искусствах". Похоже, что автор из боевого офицера и бойца переквалифицировался в япониста, которому надо испещрить текст иероглифами. Автор подробно излагает средневековые воззрения, которым сегодня вряд ли следует значимая часть японского общества. Подробно описывается алтарь синто - все эти баночки, скляночки, зеркальца - как будто взятые из детской песочницы. И опять ничего о боевых искусствах, ничего о реальной практике боя и духовных усилиях в освоении боевых искусств - преодоление страха, боли, усталости и т.п.


Еще одна статья О.Артеменко "Концепция "ХАРА" как синтез духовных, воинских и оздоровительных традиций Японии. Физик, философ, востоковед и инструктор ушу почему-то всерьез считает объяснительные схемы духовного тренинга в средневековой Японии пригодными в современности. Например, как надувать живот подобно футбольному мячу. Как будто в этом и заключается секрет воспитания духа. Занятным для читателя будет проведение аналогии о присутствии души европейца в сердце, а души японца - в утробе. Занятна и духовная практика: размещение перед собственным животом зеркала и созерцание таким образом "хара". Автор полагает, что японские самура непременно занимались многодневными медитациями и отшельническим самоистязанием. Это совсем не так. Самураи беспрерывно воевали. А когда война закончилась - дрались между собой. Все медитации и отшельничество были уделом удалившихся от мира бойцов, стремящихся переосмыслить свой путь. Рекомендовать все это действующему гражданину в порядке воспитания в себе воинского духа - верх наивности.


Остальные статьи я попробую прочесть, но общий настрой ясен.  под видом  Международного научного общества синто образовалась странная секта. Она вовсе не занимается научным анализом религии синто, она практикует культ синто (то есть, японской национальной религии) и ведет его пропаганду под видом обсуждения проблем и методик боевых искусств. Причастность к этому делу хаббардиста Кириенко вполне понятна. В этой фигуре очевидна тотальная профанация: и когда он был министром, и когда перешел в премьеры, и когда позволил нацепить на себя черный пояс мастера айкидо. Непонятно, зачем дискредитировать боевые искусства такими персонажами? Или дело уже не в боевых искусствах, а в гешефте - в превращении искусства в товар, где блестящая оболочка языческого культа скрывает полную профессиональную несостоятельность?


Действительно, научное обсуждение проблем развития в России боевых искусств состоялось еще в 1989 году и отражено в брошюре "Феномен Каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты", которую мне любезно предоставил М.Н.Степин. При том, что в брошюре был сделан лишь первый шаг в формировании новой научной дисциплины, она не опускалась до проповеди инородного для России культа. Ныне же, когда практика боевых искусств в России имеет многолетнюю историю, научный анализ подменяется фикциями псевдорелигиозного толка.
 
 
12.12.2005 23:45:12
Антон


Уважаемый Андрей Николаевич!


А что Вы скажете о китайских боевых искусствах? У Китая ведь другая история. Чем китайские боевые искусства отличаются от японских?


А то я тут выбираю между айкидо и кун-фу. Кстати, есть ли существенная разница между различными боевыми искусствами и школами? Есть мнение, что особой разницы нет, т.к. все они направлены прежде всего на развитие личности. Но ведь чем-то все-таки ведь различаются... Как Вы относитесь к этому мнению?


И еще вопрос по поводу эзотерики, которую, соглашусь с Вами, надо избегать. Считаете ли вы медитацию, практикуемую в некоторых школах, эзотерикой? Или, например, цигун?


Андрей Савельев:
Уважамеый Антон! Я не большой специалист в различных стилях. В статье я попытался разобраться лишь в одном аспекте, который меня особенно интересует. Я рекомендую посетить сайт клуба "Московский Будокан". Там эти вопросы обсуждаются подробно и более квалифицированно, чем мог бы это сделать я.


Что я знаю неверняка, так это единство всех боевых искуств, которые, чем бы ни начинал заниматься, все ведут к одному. Вы верно об этом пишете. Различие в старте. Я бы рекомендовал в детстве более легкие виды единоборств, где травматизм понижен. Лет с 20 можно заниматься жесткими видами вроде кудо. Брьба дзюдо тоже достаточно жесткий вид единоборства. После 35-40 также стоит преходить на облегченные типы единоборств и не увлекаться спарингами. Главное в боевых искусствах - постижение духовного через телесное и "организация" обратного процесса - укрепление тела через дух. Мы, например, учимся наносить концентрированный удар одного типа, а освоив его - можем применить то же духовное усилие не только к удару, но и к другим жизненным задачам.


Сложность айкидо, которым я занимался некоторое время, состоит в том, что амплирудные действия в нем требуют очень высокого уровня страховки. Со стороны это кажется игрой - один делает прием, другой - поддается. Но в действительности кувырки спасают от серьезных травм. Правда, такие кульбиты сложны как в раннем возрасте, так и после 40. Ведь при кувырке также есть опасность сломать себе шею, спасая заломленный сустав.


Наиболее важным в айкидо мне представляется освоение принципов ирими и тэнкан. Они годятся и в других типах единоборств.


Для русских целесообразна смысловая медитация - молитва. Обессмысливание, принцип "пустоты" также может применяться при аутотренинге. Но беда, если это будет единственный путь к горнему миру.
 
 
10.12.2005 15:29:00
Михаил


(ответ А Владимирову)
присоединяюсь к словам Андрея Савельева вы действительно не читали статьи
Я хотел спросить а за реками крови которое христьянство пролило во имя бога и продолжает проливать каково идти ?
И Еще если не разбираетесь в магии и внутренней энергетики , а также остальных науках , не знаете чему учат другии религии и учения не говорите об этом .
PS Вы плохо знаете Русскую историю
до христьянсва


Андрей Савельев:
Уважаемый Михаил! На Ваши вопросы ответы давались многократно и Вам они наверняка известны. В чем мне нужно разбираться, я разбираюсь достаточно. Вряд ли Вы сможете меня чему-то поучить. Думаю, что и Вы плохо знаете или совсем не знаете истории дохристианской Руси. Я, вероятно, тоже. Одно ясно, по поводу статьи, Вы не сумели высказать никакого суждения.
 
04.12.2005 03:34:53
Master Alex


Чем Вы объясняете отсутствие или неразработанность русских систем боевых искусств?


Андрей Савельев:
Объясняю многолетним страхом власти перед вооруженным народом - вооруженным хотя бы боевыми искусствами.


Вспомните, что боевые виды единоборств у нас всегда были закрыты для преподавания. Огромная популярность каратэ была убита. Никакой поддержки энтузиастам и мастерам государство не оказывало. Сегодня у нас даже детям негде заниматься - сплошные конторы вместо спортзалов. Школьный спорт уничтожен полностью. Залы пустуют. Зато их не нужно ремонтировать. Иногда - даже мыть полы не надо, так мало там бывает людей.


На востоке занятие боевыми искусствами было вопросом жизни или смерти. У нас военное сословие было отделено от народа. Когда вызревание нации потребовало всеобщего участия граждан в защите Отечества, боевых искусств у нас не было - ни мастеров, ни систем. Казалось, что артиллерия и броня - важнее. Ан не так!


Думаю, нам не нужно ничего выдумывать. Модификация восточных систем идет сама собой. Как раз шарлатана от мастера очень легко отличить: у шарлатана очень много ритуала и мало реальных тренировок тела и духа. Проработанные методики всегда имеют авторский характер. Если мастера русские - значит это русский характер.
 
 
24.10.2005 02:45:15
А Владимиров


Странно читать статью уважаемого человека, представителя национальной партии про бусидо и Россию.Знаете, в голову приходит строчка из арии капитана Феба из мюзикла Нотр-Дам де Пари: "Кто бы смог всеэто совместить// И душу сохранить// Я не могу...". Вот и мне не понять, что русский с японцем одной крови. Обясните это героям укдена, Порт-Артура и Цусимы, тем, кто пересекал Хинган, брал Харбин и овобождал Сахалин, кто громил самурайскую Квантунскую армию. Объясните, если сумеете. Мне этого не понять.
Чему может научить русского харакири? Разве только тому, как умереть без покаяния!!! Удивляет спокойное отношение автора к японскому полуритуальному гомосексуализму!!! И после всего нужно идти по пути бусидо?
Знаете, быть православным японцем можно, но можно ли быть православным и идти дорогой зеленого дракона? Взгляните на флаг Японии. С. Нилус говорил, что это изображени утренней звезды, символа сами знаете кого.
И после всего этого нужно терпимо относится к магическим единоборствам Востока с их медитацией и "внутренними энергиями". Увольте


Андрей Савельев:
Увольняю! Вы, батенька, ни строки не прочитали! На все Ваши сомнения и нравоучения ответ дан в статье. Но Вам ее читать не надо. Вы уже все знаете наперед. И я уже таких навидался в достатке, чтобы не занимать свое время общением с бесполезными людьми.


О русско-японской войне см.



 



  Комментарии читателей
02.08.2009 13:22:11
Крестьянин

Странно все это.
Какие-то японцы, бусидо, школы фехтования...
У нас в деревне это никому не нужно. Ежели что, так дрыном по башке!
А вообще-то, работать надо. А всякими "бусидами" пусть интересуется городская интеллигенция. У нее много свободного времени, она любит все иностранное и в России чужое. То марксизм в дом притащит, то бусиду. Ужас! Но, говорят, это не лечится.
Андрей Савельев:

Дед Щукарь, видать, до сих пор жив.

27.03.2008 13:34:35
Алексей Гулин

А почему бусидо? Существует "русский стиль" Кадочникова, который лучше подходит нам не только физиологически (о разнице, например, в строении бедер слышали?) но и морально, так как основан не на жесточайшей иерархии, а на русских традициях.
Андрей Савельев:

Я многое слышал и видел. В том числе и инсценировки эффективности имени Кадочникова. Стыдно на все это смотреть. Примерно так же, как стыдно смотреть имитацию японских "мастеров", не способных освоить наследия основателей боевых стилей.

Если начинать обсуждение проблем БИ со строения бедер, далеко не уйдешь. Есть множество физиологических отличий, и мне приходилось об этом писать. При этом славянские бойцы побивают японских в их же стилях весьма уверенно. И что люди с узким разрезом глаз в некоторых стилях доминируют, объясняется только их закрытостью, а зачастую и намеренно несправедливым судейством.

Мораль бусидо в переводе на русский без труда усваивается. Я об этом писал данную статью, а также статью в продолжение, на которую есть ссылка. Там все ясно и понятно.

Про жесточайшую иерархию Вы в каком сочинении прочитали? В истории Японии были разные периоды. И этические принципы воинского сословия менялись не раз. Ронины в какой-такой жесточайшей иерархии могли существовать?

Много всяких выдумок. Они, конечно, мешают, когда преподаватели БИ начинают корчить из себя японцев. Но не менее печально смотреть на потуги создания "русских школ", как будто в мире до этого ничего не существовало и все надо перекорежить. В русской традции - брать у других народов лучшее и делать еще лучше. Поэтому Русский путь никак не опровергает Бусидо, а берет из него необходимое.

На всякий случай прочитайте все же статью.

10.02.2007 23:53:17
Максим Гуреев, аспирант НовГУ

Мне понравился ваш комментарий. Сразу видно, что вы человек - не поверхностный.
Насчёт сложного переплетения любви и ярости я с вами полностью согласен: гнев и ярость оттого и возникают, что я хочу, чтобы все эти люди были лучше, чем есть сейчас, мудрее, приличнее, духовнее и т.д. Если бы они были мне безразличны я вы вообще эти темы не поднимал.
09.02.2007 21:42:40
Максим Гуреев, аспирант НовГУ

А я могу продублировать – у меня остались сохранения:
«Андрей Николаевич, это итак очевидно, что любой образованный человек (тем более с гуманитарным образованием) захочет поближе узнать боевые искусства в их морально-культурном значении, уж коли начал ими интересоваться и пожелает выявить их истинную подоплёку. Туповатые растиражированные боевички способны сформировать лишь первоначальный интерес к этой теме, далее же человек стремится ко всё более солидным и авторитетным источникам, вплоть до трактатов 13-17 веков. Однако, как показывает мой опыт, в лучшем случае ОДИН из десяти занимающихся в какой-нибудь секции БИ (боевых искусств) вообще слышал слово "синтоизм", не говоря уже о смысле этого слова и о других идейных корнях Бусидо - таких, как конфуцианство и дзэн-буддизм.
Способные ребятишки могут превосходно владеть своим телом, махать руками и ногами из любых - мыслимых и немыслимых - положений, но они не понимают по большому счёту СМЫСЛА того, что они делают, для чего и ради чего. Каратэ уже давно не воспринимается как средство защиты Мира - напротив, его трактуют как агрессивное средство подмятия под себя всего окружающего мира. СтОит сказать, что ты занимаешься каратэ, как тебя начинают воспринимать настороженно, как человека, которого лучше не злить и обходить стороной, а то ещё мало ли, по роже звезданёт... Это единичные случаи, исключения из правил, если тренер даёт не только физическую, но и моральную подготовку своим подопечным. В секции принимают любого, кто платит первоначальный взнос. Кто только ни прёт туда - шпанюга и т.д. Не то что в традиционных школах БИ, куда попасть было редким везением и результатом громадного упорства и самоотверженности.
Нет ДУХОВНОГО смысла в современных искусствах-наследниках Бусидо, он утерян. Щеголять стандартными фразами типа "хочешь победить соперника - победи сначала себя" может любой дурак, выучивший их наизусть, для этого не обязательно быть
обладателем 2 дана - благо, что СМИ переполнены стереотипами и штампами. На поверку же оказывается, что ваш тренер - обычный, приземлённый человек, который также матерится и пьёт водку, разве что лучше себя контролирует в критических ситуациях и опытнее вас. Вот в этом, пожалуй, и есть корень переплетения русской и японской ментальностей - наша водка (во всяком случае, нам упорно навязывают этот стереотип, хотя некоторые источники утверждают, что такого быдлярского пьянства, как сейчас, на Руси никогда не было) + дальневосточное мордобитие. Какой там нафиг синтоизм?!
А что касается внедрения в японскую культуру через БИ, я считаю это, опять же, штампом. Да, несомненно, чтобы лучше узнать о каратэ и других японских единоборствах, необходимо ознакомиться с их историей, теорией и т.д., однако, что такое современные БИ по большому счёту? Это - средство самоутверждения в мире, для кого-то карьера, для кого-то хобби, для кого-то средство постоять за себя или стать более эффективным агрессором. Это уже давно не является СМЫСЛОМ И ПУТЁМ ЖИЗНИ. Люди тренируются в свободное время, многие после работы, на уме куча и других забот, а не только дрыгоножество. Совершенствование здесь происходит если только, опять-таки, на ФИЗИЧЕСКОМ уровне - о духовном перерождении в лучшую сторону в большинстве (но не не во всех) случаев говорить не приходится.
Что касается, ещё раз, синтеза русской и японской культуры на основе Бусидо, то лично я плохо себе представляю, как можно соединить заповедь Христа о НЕнасилии и жестокие, порою вплоть до летального исхода, бойцовские поединки. Конечно, были и раньше попытки оправдать агрессию даже в рамках того же христианства - средневековые
западноевропейские лицемеры, принадлежащие к церковной иерархии, запросто оправдывали крестовые походы и прочие антигуманные зверства, но как сделать это в случае с японским Бусидо - вопрос довольно неоднозначный. Если, согласно христианству, человек должен подставлять правую щёку после того, как ударили по левой, то Бусидо тут вообще отдыхает: согласно этому кодексу чести возмездие и возмещение морального ущерба необходимы даже ценою смерти. У них там в Японии раньше даже посмотреть пристально другому человеку в глаза считалось оскорблением, за которое вызывали на поединок, что уж и говорить об ударе по щеке!
Так что это очень сложный вопрос - как примирить и АДЕКВАТНО соединить две разнородные по своей сути традиции. Если только, сторонником чего я являюсь, не называть себя ни последовательным, ярым христианином, ни 100%-ым самураем, а просто быть современным человеком, который из всей сокровищницы опыта мировых культур берёт для себя самое лучшее и необходимое. Именно мультикультуральный подход даст нам решение в таких случаях. Мы не соблюдаем на 100% ни учение Христа, ни Бусидо, ни ещё что-то... Какие-нибудь мусульмане также, как и все остальные, пьют сейчас спиртное и т.д., хотя ислам строго это воспретил. Ну так и не надо называться мусульманами, христианами и т.д.
Название должно соответствовать его сути и смыслу, а не расходиться с ними. Или надо приспосабливать к меняющейся действительности современные названия - например, будет не секция каратэ, а "секция мордобоя на основе ТЕХНИКИ (а не смысла) каратэ", не мечеть или православная церковь, куда ходят люди, соблюдающие заповеди Аллаха или Иисуса, а "места посещения людьми, которые где-то ЧТО-ТО (какие-то крупицы зацепили каким-то ухом) знают об учениях ислама и христианства". Так оно будет правильней. А то лично меня коробит, когда человек выходит из храма или из так называемого "до-дзё" и начинает материться, хвастаться своими деньгами, способностями или идёт в кабак и т.д. В повседневной жизни я не вижу ни христиан, ни буддистов, ни кришнаитов, ни каратистов и т.д. - я вижу просто людей, ОБЫЧНЫХ людей, со своими слабостями и амбициями, не больше и не меньше. Вы можете сказать, что стремиться к идеалу всё равно нужно - я скажу: "Да, нужно. Но КТО к этому стремится?"

P.s.
А, в принципе, это - проблема не только современности. Крестовые походы я уже упомянул. Ну так ведь и средневековые самураи могли быть хвастунами и предателями, не все приближались к идеалам, которые запечатлены в Кодексе Бусидо. Это - ИЗВЕЧНАЯ борьба между Добром и злом. Как в плане противоборства нескольких людей или общностей людей, так и в душе одного человека. Абсолютная этика вообще недостижима, мы всю жизнь находимся в процессе колебаний, сползаний и подтягиваний от одного жизненного начала к другому. Человек постоянно "между ангелом и бесом" - на то он и человек, "связующее звено между Землёй и Небом", согласно древнекитайским верованиям.
Не буду греха таить: пока я всё это писал, я тоже колебался между желанием перематерить всех, кто неоднократно крупно облажался в идейном плане на моих глазах, и желанием отразить Истину...

...А ещё у меня пожелание к читателям Ваших статей, которые оставляют свои комментарии: пусть указывают не только свои имена, но и фамилии и род деятельности. Лично мне наплевать на высказывания анонимов или людей с подложными именами, совсем неинтересно читать какого-нибудь безличного мальчика васю или петю, взявшегося неизвестно откуда и ушедшего неизвестно куда. Хочется знать мнения КОНКРЕТНЫХ людей, независимо от того, к каким структурам они принадлежат».
Андрей Савельев:

Я кратко повторю то, что случайно стер. По большинству Ваших позиций я могу выразить только согласие. Но есть и возражения.

Мультикультурализм разрушает цельность личности и убивает способность к воспроизводству традиции. Не случайно человечество распределяется по цивилизациям, а не сливается в один плавильный котел. Наиболее интресны нам именно носители традиции.

Второе по значимости возражение связано с Вашим эмоциональным отвержением современников. Мир погряз в грехе. Это было во все времена. Но во все же времена были подвижники и герои. Они никуда не делись, они есть и в современности. Иное дело, что "срединный" человек, интуитивно и без особой рефлексии следующий традиции, стал редок в нашем народе. Поэтому редок и адекватный интерес к другим культурам.

Третье. Думаю, что углубление в дзэн и конфуцианство совершенно не требуется для освоения культурной компоненты боевых искусств. Я об этом как раз писал в этой статье и в продолжении темы. Мы знаем, что есть физическая культура. Она и преподается мастерами прежде всего. В телесном движении есть духовная компонента. В том числе и нечто, раскрывающее пути к героизму и подвижничеству. Скажем, через испытание болью, страхом, сомнением, усталостью. А также через понимание эстетики движения - своего собственного и набллюдаемого. Здесь национальная духовная традиция многое может подсказать.

Надо сказать, что сэнсэи, у которых я занимался, были людьми совсем не примитивными. У них было чему поучиться и помимо собственно каратэ. И шпаны я не встречал. Наоборот, каратэ, по моим наблюдениям, занимаются вполне интеллектуальные люди.

Штампы меня тоже угнетают. Особенно в СМИ. Но таков закон существования либеральной журналистики. Она все опошляет и обращает в фальшивку. Главное, ей не подыгрывать. Это трудно.

О ненасилии в христианстве все же я прошу Вас прочесть другую статью (см.). Вы здесь залуждаетесь.

На 100% ничего в реальной жизни не бывает. В том числе и в сфере духа. Разве что у святых. Все грешны, все подвержены слабостям. Сильный в одном может оказаться слабаком в другом. Что ж, мы любим силу и снисходительны к слабостям. Лишь бы снисходительность к чужим слабостям не оправдывала свои собственные.

Христианин не тот, что исполняет все ритуалы и предписания. Это фарисейство. Путями Христовыми следовать можно только творчески. Мы грешны, потому что не избавлены даже от невольных ошибок. Надо все же видеть в обычных людях и христиан, и мусульман, и буддистов. Просто не завышать требований. "Аз воздам". Оценку даете не Вы. Иначе это гордыня.

Вы верно заметили про извечную борьбу Добра и Зла. Так она и происходит в человеческой душе. И Вы сами делаете выбор ежедневно.

Вышло все же длинно...

Чтобы отразить Истину, важно не столько обличать (что тоже необходимо), но и любить. Не смоневаюсь, что в Вас говорит не только нетерпение, гнев и ярость, но и любовь.

 

04.02.2007 00:24:54
Максим Гуреев, аспирант НовГУ

Я занимаюсь изучением источников по Бусидо несколько лет, ещё ВКР и диплом писал на эту тему. Некоторое время сам занимался боевыми искусствами, имеющими японские корни (Ояма-каратэ, позже - Кекусинкай-каратэ), но традиционных корней японской культуры в этих секциях не встретил - только спортивную подготовку. Сейчас на уме другие заботы.
По поводу замечаний рецензентов вашей статьи (наверное стоит их так назвать), да и самой темы: я считаю, что от каждого достижения мировой культуры нужно брать ровно столько, сколько пригодится КОНКРЕТНО НАМ для НАШЕЙ жизни. Средневековый моральный кодекс самураев был актуален именно в те века, сейчас же воспринимать его буквально да ещё и в России, а не в Японии было бы не очень мудрым. Мне импонируют многие моральные ценности японских воинов: прямолинейность, честность, смелость, уважение к своей семье, к своей жене и т.д. но некоторые вещи я не принимаю - например, уже упомянутый ритуал харакири. Бывают, конечно, у людей в жизни настолько хреновые ситуации, что, казалось бы, только добровольный уход из жизни сохранит их честь, однако, люди могут и заблуждаться на сей счёт. Чаще можно наблюдать, что самоубийством кончают те, кто настолько слаб, что не может (или не хочет) бороться за свою правду дальше, до последней капли крови. Да и к чему это совершенно НЕэстетичное вспарывание живота (когда вываливаются кишки и всё такое...), когда легче пустить себе пулю в висок?
Ещё совершенно чуждо мне преклонение самураев перед авторитетом их господ. Было бы очень глупо, если бы мы, россияне, следовали сейчас безраздумно за нынешними политиками по примеру средневековых самураев... Политики ведь легко и кинуть могут (да и делают это постоянно...).
И ещё важное, что я хотел сказать: каждый человек должен быть прежде всего САМ мерилом своих поступков, а не только ориентироваться на мораль, навязанную извне - будь то моральный кодекс Бусидо или "Моральный кодекс строителя коммунизма"... - в жизни бывают и такие ситуации, когда ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО отходить от канонов... Хотя, несомненно, моральные ориентиры должны быть в жизни каждого человека, независимо от его социального и т.д. положения.

Как вывод: мы, граждане современной России, можем взять КОЕ-ЧТО себе на вооружение из Бусидо, но целиком копировать жизнь самураев было бы глупым архаизмом и невежеством.
Андрей Савельев:

Не во всем с Вами соглашусь. Наши позиции не совпадают в проблеме личного морального самоопределения. Мораль человек сам для себя выдумать не в состоянии. Мораль приходит из традиции. Поэтому и человек никак не мерило самого себя. Что касается канонов морали, то их надо верно понимать. Это творческий процесс, а не фарисейское следование набору застывших правил. Кодекс Бусидо для нас не противен просто потому, что во многом совпадает (по формальным элементам) к нашей традиционной морали, основанной на православии.

Я бы вот еще что заметил. Понимание японской культуры через каратэ - дело вполне возможное. Как раз боевые искусства - то, что Япония дала миру как то достояние, которое доступно всем. Куда сложнее понимать Японию, скажем через чайную церемонию. Или через синтоизм. Тут уж придется стать японцем. И то не получится - японцы, пожалуй, за своего все равно не признают. Понимание иной культуры приходит не сразу. Занимаясь каратэ, я все же не только учусь месить пространство кулаками. Я еще и о чем-то думаю. Кто пытается думать о каратэ по-японски, скорее всего заплутает в множестве понятий, которые и сами японцы плохо понимают.

 

Извините, случайно стер Ваш следующий пост вместе со своим ответом.




Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100