статьи
  Статьи :: Боевые искусства
  
  Человек с ножом
24.07.2007


Предисловие к книге Б.О.Куценко «Наставление по боевому фехтованию ножом»

Нож в руках человека создает особый субъект – это чувствует как владелец ножа, так и любой наблюдатель. Подобный эффект не возникает при владении другими видами оружия – в них может распознаваться некая театральность, ненатуральность потенциальной угрозы или явная ее неадекватность. Безоружный человек яснее всего понимает значение для него противника с ножом. Вероятно, этот психологический момент связан с архаичностью ножа как древнейшего вида оружия. Режущая кромка любого компактного предмета может превращать его в оружие. Человеческая цивилизация начиналась именно с этого – использования природных колюще-режущих предметов или создания искусственных предметов с режущими кромками.
Еще одно качества ножа связано с тем, что это оружие является общедоступным и трудно контролируемым – его несложно постоянно иметь при себе и носить скрытно. Таким образом, в любой критической ситуации нож может стать единственным оружием самообороны или нападения.
Как и любое оружие, нож предполагает возможность убийства. При этом владелец ножа вполне может использовать его в связи с бытовыми нуждами. Изменение роли ножа может произойти мгновенно. Но для этого мгновенно должна измениться установка владельца ножа. Это непростая перестройка психики. Она затруднена даже при смене режима использования ножа в целях тренировки (обороны и нападения с имитацией нанесения тяжелых травм или причинения смерти) на режим боевого применения. Психологический аспект превращения ученика в бойца – бесспорно одна из наиважнейших проблем, к которой обращается автор «Наставления…».
По виду негуманный, кажущийся зверским хладнокровный анализ наиболее эффективного причинения вреда противнику с помощью ножа оказывается только профессиональной подачей материала, рекомендующего воспитание бойца. Разумеется, обратная трансформация текущих установок также является обязательной. Из состояния смертельной схватки боец должен выйти и вернуться к нормальной жизни, не становясь угрозой для ближних, не имеющих агрессивных намерений. В этой связи для ножевого фехтовальщика важно понимание грани между боевой и гражданской диспозицией – между условиями, в которых убийство является возможным и даже необходимым, и условиями, в которых уничтожение лица, проявившего агрессивность, является тяжким преступлением. Это требует от мастера ножевого боя владения иными средствами, которые не потребуют от него при защите своей чести применения навыков нанесения противнику смертельных ран. Именно поэтому методика тренировок, представленная Б.О.Куценко, предполагает серьезную общую физическую подготовку и овладение приемами рукопашного боя. Ножевой бой является более высокой стадией освоения боевого искусства, требующей также и большей ответственности от бойца.
Иллюзия обычного владельца ножа состоит в том, что нож сам по себе создает дополнительный «аргумент» в любом опасном противостоянии. В действительности, демонстрация оружия делает применение аналогичного (или даже более мощного) оружия со стороны противника оправданным как с точки зрения права, так и с точки зрения морали. Владелец ножа как минимум должен быть готов к тому, что в конфликте он может сойтись с тем, кто также имеет при себе нож. Соответственно, владение ножом означает как психологическую подготовку, так и навыки ведения ножевого боя против вооруженного противника. Демонстрация ножа с целью устрашения скорее изобличает неуверенность владельца оружия. Доставший нож должен быть готов к смертельной схватке и стремиться к такой схватке, решая поставленные перед собой задачи. Обнажающий нож без нужды рискует попасть в ситуацию смертельной схватки, к которой он психологически не готов.
В «Наставлении» разработана методика сочетания применения ножа с другими элементами рукопашной схватки. Автор верно подмечает, что поверхностное освоение искусства ножевого боя сковывает бойца, лишая его возможностей проведения иных приемов и вспомогательных действий, не связанных непосредственно с ножом и пригодных к применению без ножа, которые делают применения ножа действительно эффективным. Сочетание с фехтованием ножом ударной и бросковой техники, понимание влияние положения корпуса и смен хвата ножа (переводы из прямого в обратный хват и наоборот, перевод ножа из одной руки в другую, работа с двумя ножами и др.) превращают систему, изложенную в «Наставлении…» в путь воина, владеющего боевыми навыками как искусством.
Особенно важно, что автор ввел в свою систему понимание ножевого боя именно как смертельной схватки. Жесткая рациональность должна сообщить обучаемому такое поведение в бою, которое обеспечит ему максимальный шансы выживания и избавит от ошибок, когда поверженный противник, получивший смертельное ранение, успевает также нанести смертельный удар. В связи с этим приходится обращаться к темам, связанным с эффективностью поражения жизненно важных органов человеческого тела и последствиями, контроль за которыми боец должен проследить не только в течение нескольких секунд после своего завершающего удара, но иногда и нескольких минут. Адекватная оценка эффективности поражения противника и его способности к сопротивлению может в ключевой момент спасти жизнь бойца.
При изучении «Наставления…» важно иметь понимание, что боевое фехтование ножом – это не занятие спортом, не хобби. Это профессия – основанная или дополнительная. Спортивные состязания могут служить элементом тренировочного процесса – не более того. Отношение к искусству ножевого боя как к профессии означает готовность к длительной отработке сначала отдельных элементов системы, потом соединение их в комбинации, наконец, на высшем уровне мастерства – применение изученного без размышлений, на уровне интуитивных реакций. Сверхвысший уровень мастерства – это вновь переход от синтеза к анализу с целью разработки учебных методик и преподавания, связанного с прохождением вместе с учениками пути от простого – к сложному, от анализа элементов системы к органичному синтезу.
Искусство ножевого боя имеет, безусловно, важное значение при подготовке военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, включая бойцов спецподразделений. Методика виртуозного владения ножом, освоение фехтовальных практик и приемов формирует защитника Отечества и защитника правового порядка, которые спасают страну, народ, конкретных людей от насилия со стороны оккупанта или преступника. Готовность к убийству и убийство в данном случае является оправданным и предполагается даже в самых гуманных религиозных традициях, совместимых с государственным строительством.
С точки зрения православной этики, принцип «не убий» по смыслу относится к собственной общине, к ближним, к относительно безопасным для жизни ситуациям. Убийство возможно и допустимо, исходя из принципа «спаси и сохрани». Именно поэтому в Русской Православной Церкви имеется чин освещения оружия, которое, как это ясно любому, создается для убийства. Православное воинство – часть русской исторической традиции. Выход из психологического настроя на смертный бой реализуется в религиозной практике покаяния за совершенное убийство, даже если оно было необходимым. Боец не должен и не может гордиться самим фактом убийства, понимая, что его целью была защита, сбережение жизни одних ценой лишения жизни других – защита жертвы агрессии от агрессора, преступника. Упоение бойца собственной яростью, хвастовство жестокостью делают его опасным для мирных граждан в небоевых ситуациях, соблазняют неопытных юнцов применять оружие без надобности. Эти опасные заблуждения должны вовремя пресекаться в воспитательном процессе, который сопровождает тренировку боевых навыков.
«Наставление…», написанное Б.О.Куценко, не является самоучителем. Опасным заблуждением является представление о том, что боевым искусством можно овладеть по книгам. Вместе с тем, книга становится пособием для тех, кто проходит тренировки по соответствующим методикам или сам такие тренировки проводит в качестве сложившегося мастера-инструктора. Кроме того, важно использовать пособие для постоянных применений на практике описанных приемов и продумывания, мысленного «проигрывания» того, о чем написано в «Наставлении…» в сравнении с конкретным опытом применения в тренировочном процессе.


А.Н.Савельев


 



  Комментарии читателей
03.01.2010 13:55:25
Тамерлан

Добрый день. Я занимаюсь дзюдо 14 лет, мастер спорта. Четыре года назад увлекся искусством ножевого боя. Я живу в г. Грозном. Это особый мир в котором люди живут по весьма жестким законам. Тут следить за тем что говоришь и делаешь надо как нигде в России.. Несколько раз попадал в серьезные схватки с местными ребятами. Скажу одно - не спасет ни опыт, ни навыки виртуозного владения ножом если нет психологической подготовки и отваги... Я не имею ввиду глупую браваду, когда кидаешься на умного, хладнокровного и прекрасно подготовленного бойца, который за секунды распустит тебя на ремни...
Андрей Савельев: Вот это совершенно верно. Знать форму - полдела. Но все же ее надо знать. И по возможности тренировать до автоматизма. При этом знать, что в экстремальной ситуации все может развалиться от отсутствия хладнокровия и решимости. Опыт реального боя доступен немногим, и чрезвычайно опасен. Его много быть не может. Приближенные к бою имитации нужны, хотя и не дают необходимого опыта для писхики.
03.08.2007 11:30:56
Андрей А. Савельев

Когда я говорил "нет ничего более ценного, чем жизнь человека", я не имел ввиду собственную жизнь. Хотя, безусловно и свою жизнь мужчина, воин должен ценить- иначе он уже не воин а самоубийца. Я-же говорил о жизни других людей, защита которых по идее есть цель мужчины, воина. А честь, совесть, правда, даже Родина- это конечно хорошо и здорово, но это высокопарные слова по большому счету, особенно в современной жизни. Родина сейчас к сожалению не ценит ни героев, ни честь ни правду с совестью. Это да, красивые слова, но не больше. Хотя я и не говорю при этом, что не следует иметь честь и не идти на компромиссы с совестью. Просто не нужно об этом говорить. Это должно быть внутри каждого из нас.
Андрей Савельев:

Больших расхождений между нашими позициями нет. Разумеется, собственную жизнь надо ценить. Но есть вещи и поважнее. Если Вера, Нация, Родина - выше, чем Жизнь, то есть ситуации, когда жизнью придется жертвовать. Собственно, ценность жизни определяется тем, ради чего она может быть пожертвована. Говорить об этом нужно, потому что не все покажешь своим примером. Надо указывать и на другие примеры. Что появляется внутри каждого из нас и должно там быть, возникает не само собой.

Добавлю еще шуточное: не путай Родину с начальством. Одно дело продажная, подлая, изолгавшаяся, изворовавшаяся власть, другое дело - Родина.

02.08.2007 15:12:44
Андрей А. Савельев

Мне понравился тезис: "Убийство возможно и допустимо, исходя из принципа «спаси и сохрани»". Я давно задумывался над тем, как заповедь" не убий" может применяться в случае столкновения с врагом, преступником. Правда для более полного, глубокого понимания этого тезиса нужно что-бы человек был духовно богат и понимал, что нет ничего более ценного, чем жизнь человека.
Андрей Савельев: Про духовное богатство я согласен, в пот про жизнь - нет. Если многое, что дороже жизни. Например, жизни родных и близких. Честь, совесть, правда, Родина. Если у человека нет ничего дороже его собственной жизни, ему подходит хлесткое определение "овощ".
28.07.2007 22:41:41
Читатель

Уважаемый Андрей Николаевич!
Вы говорите, что толковой литературы по боевым искусствам очень мало. Я с Вами совершенно согласен. Очень много макулатуры, но практически нет толковой литературы, помогающей в изучении боевых искусств. Очень мало также литературы для тех, кто занимается преподаванием.
Отсюда 3 вопроса:
1. Назовите хотя бы несколько примеров толковой литературы по боевым искусствам.
2. Могли бы Вы, как человек активный и занимающийся достаточно серьезно боевыми искусствами, заняться изданием такой вот толковой и нужной книги, в написании которой могли бы принять участие те специалисты, которых Вы считаете компетентными?
3. С кем в соавторстве Вы бы хотели написать толковую и полезную книгу?
Андрей Савельев:

Очень сложные вопросы.

Хотел бы сказать, что по книгам БИ заниматься нельзя. Они - только подспорье. Чтобы не занимать учителя лишними вопросами. Или чтобы вспомнить, что еще толком не затвердил.

У меня в близкой доступности А. Пфлюгер "Шотокан каратэ-до". Все (или почти все) основаные ката в очень доступной форме. Когда-то давно была в руках книга Харлампиева о самбо. Очень доходчиво. Книжка Комлева по нунчаку несколько, на мой взгляд, перегружена информацией. Но взять оттуда основные движения очень несложно, если сразу пробовать их на практике. Все достаточно доходчиво. Оборона от ножа - я с интересом недавно просмотрел видео-уроки В.Васильева, сделанные для американцев, а потому тоже несколько избыточные в части показухи. Тоже немало полезного.

Чего искал и не находил - нормальной книги по айкидо с элементами боевого применения. Вообще ничего не нашел по упражнениям с катаной (только некоторые ролики в и-нете). По ножевому бою Борис Куценко работает уже немало лет, но его руководства большую часть курса дают в конспективной форме и также служат лишь пособием для тех, кто занимается именно в его школе.

Все это - не более 10% от того, что получено на тренировках.

Писать книгу по БИ сложно. Системы подготовки разные. Универсальный вариант невозможен. Так же, как и в спаррингах - один идет от обороны, другой - от нападения. То есть, книгу написать можно, но только под определенную задачу. Например, для данной школы - обобщая ее опыт, опыт преподавания, типичные ошибки и сложности освоения техники, рекомендации ученикам для самостоятельной отработки и т.д. В принципе, каждый из сэнсэев, у которых я занимался, мог бы создать такую книгу. Я не рисковал им предлагать свое соавторство, поскольку мой уровень недостаточен для этого. Может быть лет через пять, если все будет в порядке, можно было бы заняться такого рода инициативами. 

27.07.2007 01:51:44
Александр П.

Г-н Савельев!
Считаете ли Вы разумным и оправданным общедоступность подобных учебных пособий? Вы правильно написали, что по самоучителям заниматься боевыми искусствами невозможно. Любое боевое искусство может быть передано только через учителя, с учетом его философии, его жизненного опыта и позиции, с его возможностями воздействия на психику ученика и т.п. Но ведь такие книги десятками и сотнями стоят на полках книжных магазинов! Любой желающий, в том числе и с неустоявшейся психикой, а то и с перекосами психики может купить подобные пособия, в которых учат легко и быстро убивать себе подобного. Готовы ли Вы лично взять на себя ответственность за то, что эта книга не станет пособием для психически неуравновешенных киллеров? Готовы ли Вы, г-н Савельев, лично отвечать за свое предисловие к этой книге?
Андрей Савельев:

Пособие Б.Куценко будет распространяться им самим среди его учеников, друзей, учеников друзей, среди участников семинаров и мастер-классов, действующих бойцов и т.д. Я регулярно смотрю, что есть на полках книг, в том числе и по данной теме. Очень немного, а толкового - совсем ничего.

Нож вообще страшное оружие. Вошедший в раж псих  без всякой подготовки может искромсать безоружного мастера боевых искусств еще как. Но тут уж ничего не поделаешь. Нож для резки хлеба или колбасы не отнимешь. У нас и автоматическое оружие может оказаться в руках неуравновешенных людей, которых теперь берут в армию в силу общего упадка психического здоровья нации. Удивляюсь, что их психов еще никто не бабахнул снарядом из танкового орудия по какому-нибудь административному зданию.

Что касается меня, то я уже написал (и осталось только сделать некоторые иллюстрации) небольшую брошюрку по самообороне от ножа. Мое предисловие - только предисловие. В нем определенное напутствие читателю, который, как я полагаю, будет все же не юнцом, а вполне взрослым человеком, который либо проходит обучение у опытного инструктора, либо сам таковым является. По замыслу автора многие элементы в пособии намечены лишь пунктирно, а в полной мере раскрываются только на практике или в учебных фильмах, которые распространяются только среди опытных учеников и инструкторов. Так что профессиональных киллеров из психов по этой книге никто подготовить не сможет. К тому же ножевик - не профессия. Кто такой профессией все же обладает, долго не живет. В какой-то статье написано, что имеющий большой опыт ножевого боя может быть только у серийным убийцей, кторого самым интенсивным образом разыскивают првоохранительные органы.




Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100