статьи
  Статьи :: Боевые искусства
  
  Ударная техника.Принципы и элементарные комбинации
16.09.2008


Работа выполнена под руководством М.Н.Степина http://mosbudokan.ru/

Движение и ритм
Спортивные единоборства чаще всего предполагают динамичную стойку, исходя из предположения, что движение по рингу или татами не дает спортсмену превратиться в статичную мишень. Действительно, стоять под ударами соперника кажется совершенно нецелесообразным. Но это так только в том случае, если правила спортивных состязаний прерывают схватку после первой же результативной атаки. В ситуации реального боя результативная (с точки зрения спортивных правил) атака может оказаться недостаточно эффективной, поскольку для ее проведения атакующему придется войти в зону действия опережающих, встречных и ответных ударов. Из статичной позиции оценка действий противника может оказаться точнее, а противодействие эффективнее, чем в «порхающем» передвижении. Тем более, привычка к спортивному «порханию» может оказаться бесполезной в условиях реальной схватки, когда пространство ограничено.
Перемещение во время боя дает возможность сопернику просчитать движение и «поймать» в ловушку. Например, привычка уходить от фронтальной атаки вправо может дать противнику указание на эффективность комбинации: ложная атака по фронту и круговой удар навстречу ожидаемому движению.


Примеры:
- легкий имитационный прямой удар левой рукой + в круговой удар той же рукой с выпадом вперед;
- быстрый имитационный удар маэ-гэри левой ногой с возвратным движением + правой ногой ура-маваши-гэри;
- имитационный маэ-гэри левой ногой и на подскоке маваши-гэри той же ногой.


Все имитационные удары могут обозначаться лишь началом движения, провоцируя перемещение противника.
Особенно опасно движение от противника, увеличивающее дистанцию без возможности тут же быстро ее сократить и нанести удар. Это лишает не только возможности провести контратаку. При необоснованном удалении от противника, у него есть хорошие шансы для развития атаки, учитывающей сложность дальнейшего отступления (пятиться всегда сложнее, чем двигаться вперед).
Позиция может быть статической в том случае, если противник пытается не прекращать атаки и дезориентировать множеством ударов. Ожидая неизбежного отступления, он будет наносить удары в соответствии с этим ожиданиями. Ожидания будут оправданы, если в сценарий не будет разрушен контратакой. Таковая может возникнуть из стремительного (нарушающего ритм атаки) двухфазного движения отступления-наступления. Если противник ожидает отступления, то сценарий атаки будет сорван движением вразрез с этим сценарием: либо отсутствием отступления и опережающей контратакой, либо ответно-встречной атакой. Противник не будет готов мгновенно перестроиться и наносить удары с более короткой дистанции, чем он ожидал.
В целом движение должно разрушать атаки противника и создавать условия для собственных атак. Оно не должно быть ритмичным в такт атакам противника. Или же ритм должен обмануть противника, внезапно прерываясь неритмичным перемещением. Ритм противника должен быть уловлен, а собственный ритм – скрыт.
Уловить ритм противника – значит, в такт этому ритму «помочь» ему продлить атакующее движение в пустоту. Отклоняясь за мгновение до соприкосновения с бьющей поверхностью, можно исчерпать силу удара (не обязательно до полного исключения контакта). Собственными усилиями «провожая» бьющую конечность – окончательно «провалить» противника в пустоту и превратить в удобную мишень для собственной атаки.
Ударное движение обычно предполагает концентрацию и максимальное ускорение удара в последней его фазе. Закрепощенные мышцы не позволили бы нанести сильный удар. Поэтому самая опасная позиция – на расстоянии длины бьющей конечности (или то же + подшаг; или то же с учетом перемещения, которое будет просчитано противником). Опасную дистанцию можно либо разорвать быстрым смещением назад или неожиданным для противника перемещением в сторону. Дистанцию можно также и резко сократить. Тогда начавшееся ударное движение не разовьется (скорость удара не будет максимальной) и не причинит существенного ущерба противнику. В момент этого несостоявшегося удара можно эффективно контратаковать.
Азбукой боевых искусств является принцип ухода с линии атаки. Вместе с тем, такой уход продуктивен, если применяется против мощного удара, в который противник «вкладывается». Бездумно уходя с линии предполагаемой атаки, можно попасться на уловку противника и среагировать на обманное движение или имитационный удар, вслед за которым будет нанесен удар, от которого уклониться будет значительно сложнее. Таким образом, в бою необходимо искать «золотую середину» между избыточной чувствительностью к движениям противника и неподвижной статикой, о которую разбиваются атаки противника; между суетливостью и флегматичностью.
Уход от атаки противника не может быть целью. Такой уход должен быть начальной стадией собственной атаки. Момент, возникающий между фазами движения, позволяет более точно оценить положение противника и провести атаку более эффективно. Но такой момент должен совпасть с исчерпанием атакующего действия противника или прерыванием его атаки встречными действиями. Он по виду может казаться статичным, но в нем заложено атакующее движение.
Единый ритм с противником не позволяет обеспечить преимущество в бою. Ритмичное чередование блоков и ударов в такт движений противника превращается в бесконечный обмен взаимными атаками. Против скоростного противника нужен поиск варианта атаки или контратаки, прерывающих его ритм. Можно «провалить» серию ударов противника, а затем нанести пусть и более медленный удар, но такой, от которого он не сможет уйти. В этом случае ритм контратаки возникает в разрыве атакующих действий противника.  Можно затормозить его удар блоком с одновременным нанесением своего удара. В этом случае происходит навязывание своего ритма и скорости. Другой вариант - ускорение темпа: на полтора движения противника одно собственное. В этом случае от первого удара противника - уход или блок, а на середине второго движения – атака (скажем, когда нога противника после удара еще не успела опуститься).


Примеры:
На скоростную многоударную атаку руками можно ответить отклоном тела с разворотом корпуса и нанесением ёко-гэри или уширо-гэри.
На мощную атаку ногой – степ в сторону с атакой руками.


В любом случае вкладываться в первый удар стоит только из надежной позиции. Лучше «раздергать» противника легкими хлесткими ударами, а «тяжелую артиллерию» применить с гарантированным воздействием, завершающим бой.



Проникающие удары
Основа ударной техники – способность наносить решающий удар, завершающий бой. Нокаутирующий удар требует вложения в него не только плеча и руки, но и корпуса и опорной ноги, а также движения тела.
Типичная ошибка при нанесении удара – превращение его в шлепок, который кажется эффективным от производимого звука или оттого, что противник этим ударом отброшен. В действительности такой удар может оказаться похожим на толчок или поверхностным.
Удар может лишиться предполагаемых достоинств, поскольку наносится несформированной ударной поверхностью. Если это удар кулаком – то он будет нанесен не костяшками кулака, а плоскостью, образованной суставами пальцев.
Другая типичная ошибка – «проваливание». Конечная фаза удара не завершается устойчивым равновесием. После удара тело продолжает двигаться вперед, не позволяет формировать комбинацию ударов и в случае промаха превращает атакующего в удобную мишень для ответной атаки.
Третья типичная ошибка – удар с закрепощением мышц бьющей конечности. Такой удар имитирует жесткость. Но в действительности напряженные мышцы мешают развитию ударного движения. Закрепощенность мышц не дает возможности развить максимальную мощность и уложить удар в короткий промежуток времени. Такой удар оказывается слабее, чем удар расслабленной конечностью с закрепощением лишь в последней фазе удара.
Упрощенно схему движения при нанесении удара рукой можно разложить на несколько составляющих: 1) убирается передняя опорная нога (на шаге вперед, назад или на месте), тело начинает падать, приобретая ускорение, 2) разгибается задняя опорная нога, придавая телу импульс движения вперед, 3) за счет мышц живота и спины и разворота таза импульс усиливается, 4) за счет разворота плеч дополнительное усилие выбрасывает вперед руку, 5) распрямляется бьющая рука, 6) в случае необходимости добавляется «доводка» кистевым суставом (при ударе уракен или при развороте бьющей поверхности в момент касания противника).
Эффективный удар предполагает вкладывание массы тела. Такое вкладывание может обеспечиваться преимущественно, когда опорная поверхность (подошва стопы) находится позади центра тяжести тела, а тот в свою очередь, позади ударной поверхности (в конечной фазе). Разумеется, разместить эти три области по одной линии не позволяют особенности суставов, шарнирные возможности которых ограничены. Можно лишь стремиться к правильному выстраиванию удара, чему может мешать перемещение противника и разнообразие позиций тел, которые могут возникать в бою.
При ударе рукой последовательность опора - центр тяжести - ударная поверхность обеспечивается относительно просто. На подшаге или на подскоке кулак летит впереди тела, тело выталкивается задней ногой. Задача лишь не затормозить это движение передней ногой. Она может опускаться на пол в момент удара или в мгновение до удара. (Вариант ближнего боя: жесткая постановка ноги и скручивание корпуса с опорой на нее.) Волна напряжения распространяется снизу вверх.
Значительно сложнее обеспечить такой порядок при ударе ногой, поскольку волна напряжения не проходит через центр тяжести, а передается от одной ноги к другой. При достаточно высоком ударе естественно происходит отклонение корпуса назад. Это тормозит движение тела вперед и создает опасную паузу между ударом и завершением движения в стойку.
Преодолевая желание отклониться, попадаешь в сложное положение:
- скорость удара может оказаться недостаточной, чтобы встать в устойчивую стойку;
- если сокращать время на удар с целью в конечной фазе иметь устойчивую стойку, то удар может оказаться неполным – не проведенным с проникающим эффектом;
- сокращение времени на удар может потребовать бить ниже, что сужает возможности для атаки.
Удар ногой значительно медленнее, чем удар рукой. Поэтому для проникающего удара ногой необходимо особенно тренировать скорость удара. При обязательном контроле положения тела, которое должно в момент удара двигаться в направлении противника. Скорость можно наращивать постепенно, повышая уровень, в который наносится удар.
Удар может происходить без опоры. Например, в прыжке. Волна напряжения возникает в момент отталкивания от поверхности.
Дополнительная опора, а значит и дополнительная волна напряжения, может создаваться за счет опоры на противника. Захват или блок создают такую опору. Противник может реверсивно «натягиваться» навстречу удару. Блок является менее надежной опорой и дополнительное усилие в удар вкладывает незначительно. Его действие подобно отталкиванию от стены, которое придает телу дополнительный импульс при движении вперед. Но в реальной ситуации поверхность отталкивания при блоке расположена в направлении движения. Поэтому дополнительное усилие в удар блок вкладывает лишь при круговых ударах, либо когда блок больше похож на короткий захват.


Короткие и хлесткие удары
Основа удара рукой в боевых искусствах – удар без замаха. Схема: замахнулся, а потом после паузы ударил, позволяет противнику среагировать на первое движение. Удар, по возможности, должен укорачиваться – направляться по самой короткой траектории, что позволяет нанести его раньше, чем противник поставит блок или уклонится.
Удар, при котором рука продвигается всего на несколько сантиметров, известен как грозное оружие боксеров-профессионалов. Коротким нокаутирующим ударом левой рукой обладали Тайсон и Оскар де ла Хойя. Такой удар наносится в основном движением тела, а не руки. Корпус раскручивается с жесткой опорой на левую ногу, а траектория движения левой руки к подбородку противника оказывается очень короткой.
Короткий удар почти распрямленной рукой позволил Владимиру Кличко выиграть бой с очень сильным соперником Султаном Ибрагимовым. Кличко ударом левой перчатки сверху опускал выставленную правую руку Ибрагимова и тут же наносил мощный джеб. Это движение очень похоже на применяемые в каратэ комбинации – блок и удар той же рукой. Эффект комбинации обеспечивается тем, что блок снимает защиту противника, а удар наносится без отведения руки – за счет движения корпуса, бедер и плеч.
Легендарный фехтовальщик Миямото Мусаси рекомендовал атаковать не только мечом, но и корпусом. Это означает, что удары наносятся не только оружием, но и всем телом. Корпус начинает движение, а руки с оружием его завершают. В одном из вариантов такого движения меч в начале атаки может оставаться почти неподвижным относительно противника, но перемещение корпуса создает для меча возможность нанесения удара с неожиданной траекторией. Таким образом, удар заложен, прежде всего, в движении корпуса.
В схватке короткий удар может потребоваться сразу после того, как не получился первый удар – был «провален» или блокирован. Не отводя руки, можно нанести еще один удар, меняя положение тела, траекторию движения руки или угол атаки (дан-цуки).
Корпус дает возможность наносить удар, когда возможности для этого практически отсутствуют. Не только когда нельзя сделать шаг ногой, а рука находится вплотную к противнику, но даже в падении – при отсутствии опоры. Особенно важна работа корпуса для ближнего боя: она используется и в ударной, и в бросковой технике.
В ударной технике работа корпуса может помогать правильно наносить круговые удары. Скручивание корпуса трансформирует обычный прямой удар в круговой. Одновременно в удар вкладывается вес тела, а также создается эффект хлыста: расслабленно летящая рука в конце траектории напрягается с небольшим потягом ее к себе (что создается уже самим напряжением мышц).


Пример:
Переход от прямого удара к круговому – вращение вокруг локтевого сустава или вокруг кисти. В первом случае это переход цуки + тэцуи, во втором – цуки + удар локтем без отдергивания руки.


При движении вперед (противник отступает), второй удар проводится на движении корпуса без отведения руки – разгон руки происходит за счет движения корпуса и волны напряжения мышц от опорной ноги (стопа, бедро) через корпус (скручивание корпуса, затем плеч) с передачи импульса к руке. Волна напряжения движется значительно быстрее, чем срабатывает отдельная мышца. Мышцы срабатывают не последовательно, а почти одновременно – передавая импульс к бьющей руке.
При движении (отступлении) назад короткий удар может осуществлять как функцию блокирования атаки противника, так и обеспечивать контратаку. Рука остается в зоне, куда врывается с атакой противник, и он либо натыкается на коротко выброшенную вперед руку, либо получает от той же руки контратаку, когда отступающий переходит в нападение. Короткий удар в данном случае предпочтительнее размашистого, поскольку требует меньше времени, а его мощность усиливается встречным движением противника.
Короткий удар может служить средством освобождения от захвата – вместо вырывания руки к себе, можно нанести удар от себя. Также такой удар можно нанести после кратковременной фиксации руки противника (захвата на короткой дистанции или сближения на эту дистанцию).
Тренировка короткого удара заключатся в том, чтобы представить себе полноценный удар, мысленно выключая из него отдельные составные части. Работа задействованных мышц тела должна происходить как при полноценном ударе. Можно отключить сначала выталкивание корпуса опорной ногой, затем – скручивание бедер. В этом случае мышцы корпуса закручивают плечи, создавая для бьющей руки дополнительный импульс. Волна напряжения проходит меньший путь. Соответственно время нанесения удара меньше. Если добавить к этому удар почти распрямленной рукой, то продвижение бьющей поверхности до цели окажется минимальным. Необходимо раскрепощение мышц, которые не должны гасить одна другую. По телу должна прокатиться волна напряжения, а рука «выстелить» расслабленно, концентрируясь только в момент удара.
Короткие хлесткие удары ногами на дистанции в зоне действия ударов руками могут основательно расширить арсенал атакующих действий и разнообразие комбинаций. В таких ударах основную роль должно играть движение голенью: выносится колено, а за ним должно следовать движение расслабленной голенью (маэ-гэри и ёко-гэри кеагэ, маваши-гэри, микадзуки – все передней и задней ногой в разные уровни). Это укороченный вариант базовых движений. Без подшага и прочих движений, разгоняющих ногу, базовые движения исполнить трудно – быстро наступает утомляемость, а также обнаруживаются проблемы с растяжкой, которые при разгоне ноги могут быть незаметны. Несколько проще все эти упражнения исполнять по макиваре. Зримый эффект от удара позволяет контролировать качество. Главная задача – раскрепостить голень, чтобы она летела не вымученным усилием, а как хлыст.
Хлесткий удар позволяет переходить к другим ударом без затяжки и формировать быструю комбинацию.


Примеры:
- хлесткий останавливающий микадзуки в голень и сразу переход на маваши-гэри или гедан-маваши-гэри (лоу-кик) той же ногой;
- легкий ура-микадзуки и мощный маваши другой ногой;
- любой удар вслед за хлестким маэ-гэри;
- микадзуки и той же ногой ёко-гэри.
Все эти комбинации хорошо начинать с захвата руки противника и блокирования его быстрого ухода.


Хлесткие удары обеспечивают ускорение ритма ударов для разрушения ритма атак-блоков противника.



Провоцирующие действия
В фильмах со Стивеном Сигалом часто можно видеть провоцирующие действия главного героя, когда он отталкивает от себя противника. Тот  бросается в стремительную атаку. Чего Сигал как раз и ожидает, заготовив свои отработанные приемы – встречный удар ногой или ребром ладони в горло, проваливание противника (если тот бросается вперед с прямым ударом ногой) с завершающим ударом или броском.
В спортивных состязаниях широко используется метод «раздергивания» соперника имитациями атак – короткими движениями, которыми обычно начинается атака. Противник не знает, действительно ли это атака или только имитация. И вскрывает свои оборонительные действия. Если его движение в таких действиях исчерпано (скажем, отступление назад), то за «раздергиванием» может следовать реальная атака.
Другой метод: показать начало одного действия, а произвести другое. Этот подход годится и для боевых ситуаций. Самый простой вариант: показать движение одной рукой, а ударить другой. Или: наметить удар ногой, а ударить рукой; наметить удар в голову, а нанести удар в корпус или в пах.
Метод «холостого удара». В пространство бросается удар, который заведомо не достигает цели, но начинает движение, необходимое для нанесения следующего удара.


Пример:
Удар гьяку-цуки на выпаде вперед, от которого противник может уклониться отступлением, но во время выпада наносится основной удар другой рукой – ой-цуки. Этот более длинный удар может достигнуть цели даже при глубоком уходе противника.
Обратный вариант. На подшаге сури-аши наносится удар кидзами-цуки передней рукой (для определенности – левой) практически без изменения дистанции. Затем, поскольку правая нога зашагнула вперед, то ею тело выталкивается вперед и в длинном выпаде наносится мощный удар правой рукой – гьяку-цуки.


«Холостой удар» ногой может быть также началом удара другой (или той же) ногой или рукой.


Примеры:
На подскоке колено передней ноги выносится к груди. Из этой позиции легко наносится маэ-гэри. Но противник хорошо видит это движение и набирает безопасную дистанцию или ставит блок. В ответ, опуская ногу, можно сделать ее опорной для резкого движения вперед. В этом случае за имитацией можно спрятать подготовку удара через дополнительный подшаг и удар той же ногой или другой (задней) ногой. Вынос колена передней ноги также позволяет парировать прямые удары в корпус.
Парные удары: маэ+маваши, маэ+маэ, маэ+ёко и т.д.
Комбинации с подключением рук маэ+гьяку-цуки и т.п.


Удар ногой может наноситься и почти с полной амплитудой. Имитация промаха провоцирует противника броситься вперед. Он может не оценить, что удар имитационный, что в него не вложена сила, и за этим ударом будет нанесен настоящий.


Пример:
Маэ-гэри по воздуху – и противник бросается вперед. Его встречает либо маэ-гэри той же ногой, либо цуки со степом в сторону, либо маэ-гэри другой ногой, либо маваши-гэри с уходом с линии атаки.



Элементарные комбинации ударов ногами и руками
Проведение нескольких ударов ногами или нескольких ударов руками представляется более простой задачей, чем комбинации ударов ногами и руками. Конечно же, если делать поправку на уровень сложности каждого удара. Удары руками и ногами требуют большей координации движений и положения тела. Одна из существенных проблем – направление движения при совершении комбинации и учет действий противника, который позволяет в процессе проведения комбинации модифицировать ее.
Начало комбинации с удара маэ-гэри – одно из наиболее распространенных. Кажется, что развитие атаки после проведения этого удара не представляет собой никакой проблемы. На самом деле за обманчивой простотой скрывается множество вариантов, связанных с обеспечением глубины атаки в соответствии с действиями противника.
 
А) Рассмотрим атаку, начатую с уширо-аши маэ-гэри (удар задней ногой из стандартной левосторонней стойки) – Рис. 1. Представлены варианты движения после удара как от противника, так и на противника (стрелками указано направление первого движения).
1.1. Отступление на полторы стойки. Нога возвращается назад на полстойки, превращается в опорную, а левая нога отступает на полную стойку назад. По наступающему противнику наносится «двойка» - кидзами-цуки+гьяку-цуки. Этот вариант применим, если при проведении первого удара ногой противник успешного его избегает, а сам бросается в решительную атаку. Отступление позволит «провалить» его атаку и нанести встречные удары.
1.2. Отступление на длину стойки (два шага по полстойки). В отличие от предыдущего варианта, отступление при втором шаге короче. Левая становится опорной не только для нанесения удара, но и для обратного выталкивания тела вперед после шага назад. Правая нога в это время делает полшага вперед и опускается на землю вместе или вслед за с ударом гьяку-цуки левой рукой. Этот вариант состоит как бы из двух атак: если первая атака ногой оказывается неудачной, а противник предпочитает этим воспользоваться и сам атакует, то он должен натолкнуться на встречный удар. В кульминационный момент его атаки наше отступление соответствует наиболее удаленному от противника положению тела, а при исчерпании его атаки тело выталкивается вперед вместе с ударом.
1.3. Отступление на длину стойки: удар маэ-гэри с возвратом ноги + гьяку-цуки. Возврат ноги назад на длину стойки.
1.3а. Вариант: отступление на полстойки + наступление на полстойки. После удара ногой нога возвращается назад на полстойки и превращается в опорную, которая выталкивает тело вперед. Левая нога в момент удара гьяку-цуки шагает на полстойки вперед. Данный вариант похож на 1.2., но в данном случае центр тяжести после комбинации остается на месте.
1.4. Наступление на стойку вперед. Стандартная комбинация: маэ-гэри + гьяку-цуки. Особенность этой комбинации состоит в достаточно длинном ударе ногой без возвратного движения. Это требует хорошей растяжки. При отсутствии таковой возможен вариант (1.4а.): удар ногой с возвратным движением с опусканием ноги на полстойки впереди, а потом с шагом вперед еще на полстойки (оставшаяся сзади левая нога выталкивает тело вперед). То же движение можно сократить, не затрачивая время на постановку ударной ноги на землю. При этом от возвратного движения остается только сгибание ударной ноги в колене, а потом разгибание для постановки ее на землю.
1.5. Наступление на полторы стойки. После удара ногой она опускается на землю (как в 1.4а.) и становится опорной. Выталкивая тело вперед, левая нога делает полный шаг вперед + гьяку-цуки.
1.6. Наступление на длину двух стоек. Повторение атаки по предыдущей схеме (1.5.), но вместо заключительного шага на стойку делается подшаг на полстойки (сури-аши + гьяку-цуки) и только после этого – полный шаг + гьяку цуки.
Простейшие ударные комбинации 1 


 
 
Б) Построим аналогичную схему, которая отличается от предыдущей тем, что первый удар наносится передней ногой (вариант: на подскоке) – маэ-аши маэ-гэри – Рис. 2.
2.1. Отступление на полную стойку. Ударная нога делает возвратное движение на длину стойки назад + цуки (гьяку-, ой-, или «двойка»).
2.2. Отступление на стойку назад (полстойки + полстойки). После удара возвратное движение укорачивается, ударная нога опускается на землю на полшага впереди и становится опорной, отбрасывая тело еще на полстойки назад. Правая нога делает полшага назад и становится опорной, выталкивая тело вперед + гьяку-цуки.
2.3. Полстойки назад – полстойки вперед. При возвратном движении ударной ноги она опускается на землю на полшага сзади, становится опорной и выталкивает тело на полстойки вперед. При этом правая нога делает полшага вперед + ой-цуки.
2.3а. Вариант: Неожиданным продолжением будет парадоксальное движение ударной ноги сначала на полшага назад, а потом шаг ею же без опоры на землю (или с кратковременным опусканием не землю) + гьяку-цуки. Этот вариант подходит как смена сценария контратаки при оценке положения противника. В первой фазе движения предполагалось, что противник идет в атаку и нужно отступать («проваливать» атаку). По мере совершения возвратного движения ноги, оказывается, что противник остался на достаточно большой дистанции, и отступление теряет смысл. Во второй фазе вместо контратаки с отступлением предпринимается наступление – выпад с ударом рукой.
2.4. Наступление на стойку вперед. Стандартная комбинация: маэ-гэри (с подскоком или без) + цуки (ой-, гьяку- или «двойка»). Выпад вперед на стойку.
2.5. Наступление на полторы стойки. Повторение схемы 2.3. с той лишь разницей, что постановка ударной ноги происходит на полшага вперед вместо полшага назад.
2.6. Наступление на длину двух стоек. Аналог 1.6. Разница лишь в первом движении – удар передней ногой вместо задней. В остальном все движения симметричны варианту 1.6. Или, если сменить исходную стойку на правостороннюю, просто идентичны этому варианту.


Простейшие ударные комбинации 2


В рассмотренных блоках комбинаций внимание заострялось на передвижении, которое «доносит» решающий удар до противника. Правда, при этом и первый удар рассматривался как достаточно решительный, приносящий при удачном стечении обстоятельств такой ущерб противнику, к которому завершающий удар прибавляет совсем немного. Вместе с тем, при неудачном начале комбинации (промахе, уклоне или блоке со стороны противника), она может быть продолжена в зависимости от движения противника (с целью сократить или увеличить дистанцию). Таким образом, удар ногой оказывается в общем случае подготовительным действием.
Представленные комбинации очерчивают круг возможных элементарных комбинаций, из которых могут создаваться более сложные. Достаточно лишь заменить в базовых комбинациях один удар другим, а потом составить все возможные цепочки. В данном случае мы исключили из рассмотрения лишь один принципиальный элемент – нанесение круговых ударов, которые «заносят» корпус и в случае удара «с проносом» требуют продолжения вращения. Также особое внимание может быть уделено атакам, предполагающим уход с линии атаки противника (проводящейся или предполагаемой).
Оставляя эти варианты без рассмотрения, мы можем сосредоточиться на более подробном представлении комбинаций ударов, предусматривающих атаку по прямой линии – своего рода базовой технике. Для этого нам необходим базовый пример подготовительных действий в начале атаки с использованием рук (до сих пор первым ударом в комбинации предполагался удар ногой).
Прямой удар рукой при всей его «элементарности» просто приведет нас лишь к повторению фрагментов ранее рассмотренных комбинаций с точностью до перестановки последовательности действий руками и ногами. Поэтому мы выбираем одну из возможных простых подготовительных комбинаций – дезан-уракен (или удэ-укэ) + чудан-тэцуи (или гедан-бараи). Оба удара проводятся одной рукой, совершающей круговое движение в вертикальной плоскости.
В подготовительной фазе комбинации в данном случае мы либо наносим отвлекающий удар, либо провоцируем противника поднять или опустить руки (в зависимости от того, на какой удар из двух он отреагирует). Такие действия производят «расчистку пространства» для завершающего удара комбинации.
 
 
 
В) Рассмотрим варианты комбинаций, в которых «расчищающие» действия руками начинают комбинацию, а последующие удары завершают – Рис.3.
3.1. Комбинация на месте (без перемещения) + гьяку-цуки. Из одной и той же стойки мы можем произвести подготовительные действия блоками-ударами передней или задней рукой. Оба варианта важны, чтобы иметь свободу выбора для нанесения завершающего удара правой или левой рукой. В данном случае подготовительные действия «расчищают» пространство для удара рукой.
3.2. Комбинация в движении + гьяку-цуки. Подготовительные действия переносятся ближе к противнику – на подшаге. Они также могут проводиться левой или правой рукой. В зависимости от выбора целесообразно проводить их так, чтобы завершающий удар либо повторял, либо менял исходную стойку.
3.3. Комбинация в движении + маэ-гэри. В зависимости от того, какой ногой будет нанесен завершающий удар, выбирается либо простой подшаг, либо «зашаг» - сури-аши. Завершающий удар наносится ногой, которая осталась в промежуточной стойке сзади. Это обеспечивает усиление удара за счет его естественности – как превращенного в удар шагового движения. Как и в предыдущей комбинации, подготовительные действия могут осуществляться правой или левой рукой. На рисунке мы оставили лишь более простой вариант – действия левой рукой в левосторонней стойке.
3.4. Комбинация в движении с разворотом корпуса + уширо-гэри. Движения рукой остаются прежними, но положение стоп при подшаге готовит разворот корпуса. В обоих случаях это вращение в одну и ту же сторону, но при ударе ногой, которая была в исходной стойке сзади, вращение происходит до разворота верхней части корпуса и головы. Для усиления завершающего удара зашаг необходим с задней ногой за переднюю – переход в промежуточную стойку. При зашаге бьющая нога должна быть разгружена.
Вариант: аналогичным образом может быть сформирована комбинация с противоположным направлением вращения корпуса. В этом случае подшаг превращается в сури-аши, задняя нога выносится вперед не со стороны спины, а со стороны груди.
3.5. Комбинации в движении + маваши-гэри. При подшаге задней ногой, одноименная рука производит подготовительные действия, а затем наносится завершающий удар той же ногой. Аналогичным образом завершающий удар может быть произведен и другой ногой, но тогда подшаг должен быть длиннее, чтобы вынести опорную ногу вперед и разгрузить бьющую. При этом подшаг происходит со стороны груди и стойка меняется на правостороннюю (правое плечо выносится вперед). Также аналогичным образом может быть построена комбинация с подготовительными действиями разноименной рукой по отношению к бьющей ноге.
 
Простейшие ударные комбинации 3 
 


Любую комбинацию, сочетающую набор атакующих и блокирующих действий, наступлений и отступлений можно представить как набор провоцирующих, подготовительных и имитационных действий, завершением которых является завершающий бой удар – икен-хисацу («ударил-убил»).
Конечная фаза любой комбинации сходна с классической позицией, из которой удар тренируется изначально. Тот же удар может быть нанесен  в финале комбинации как самый мощный и отработанный. Все разнообразие комбинаций лишь приводит противника в ту позицию, в которой он открыт для этого удара, а атакующий готов этот удар нанести.



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100