статьи
  Статьи :: Боевые искусства
  
  Бункай с применением катаны для ката Шотокан-каратэ-до
15.03.2010


Применение катаны при исполнении ката Шотокан-каратэ-до

Общие трансформации ката для бункай с катаной


Применение катаны при исполнении ката Шотокан-каратэ-до накладывает ряд ограничений на рисунок движения:


1. Необходимость хвата двумя руками за рукоять катаны практически снимает разницу между ой-цуки и гяку-цуки. Вся разница оказывается  лишь в том, наносится ли колющий удар от правого бока (здесь и далее предполагаем левостороннюю стойку в стандартном положении) или от левого. То есть, более короткий или более длинный удар острием меча.


2. Применение катаны требует замены многих ударов и блоков на рубящие удары. Режущая кромка меча должна быть максимально использована, а потому рубящий удар должен стать основным.


3. Катана удлиняет дистанцию эффективной атаки, что резко снижает возможность использования ударов ногами. Большинство из них становятся служебными движениями для отбрасывания пораженного мечом противника.


4. Удар локтем и удар коленом с применением катаны становятся бессмысленными, хотя и могут быть сохранены для экзотических вариантов бункай, которые можно представить себе для ближнего боя.


5. Техника работы с катаной требует значительно большей концентрации усилий на кистях, которые становятся конечной точкой для волны напряжения мышц. Чтобы избежать свободного проноса меча (в случае промаха в этом случае образуется брешь в обороне), необходимо крепко сжимать рукоять меча. Такое напряжение при исполнении ката без оружия встречается очень редко (например, в моротэ-укэ в хэйян-годан и других ката). Кроме того, асимметричное положение рук на рукояти меча делает боковые удары направо и налево (восходящий, нисходящие, горизонтальные) существенно различными.


6. Удары вбок (по отношению к корпусу, например в стойке киба-дачи) с катаной становятся неудобными и требуют отработки техники. Дальняя рука, удерживающая рукоять меча мешает нанести полноценный удар. Если это колющий удар, то он становится более коротким (фактически тычком). Если это рубящий удар, то его траектория также сокращается. Вариантом бункай в этой случае может служить удар в сторону с изменением стойки и разворотом корпуса (киба-дачи трансформируется в дзенкуцу-дачи).


 



Разнообразие форм исполнения отдельных элементов бункай


1. Замах длинный и короткий. Общий принцип может быть продемонстрировал в бункай первого движения хэйян-шодан. Меч в этом движении дожжен переместиться на 90 градусов.
Для нанесения сильного рубящего удара мечом (предположительно рассекающего доспехи), его требуется разогнать по широкой дуге. Для этого меч заносится над головой рукоятью от противника, острием на него. Затем руки совершают круговое движение в сторону противника, передавая усилие лезвию, которое вслед рукам также движется по круговой траектории. Для усиления движения начальная фаза движения может содержать небольшую оттяжку меча от противника.
Укороченная траектория (не доведенный до максимальной амплитуды замах) снизит мощь удара, но зато сократится время движения клинка до мишени. Достаточно сильно разогнать клинок можно, отведя рукоять меча немного в сторону при почти неподвижном острие. Сначала вперед пойдут руки, а потом клинок, которому передан импульс.
Еще короче (и слабее) будет удар без замаха. При этом руки идут сразу вперед, разгоняя клинок из исходного положения.


2. Различные хваты меча и развороты клинка. Для ближнего боя применим обратный хват меча, уменьшающий зону его поражения (кисть руки в этом случае не позволяет развернуть меч так,  чтобы он был на одной линии с предплечьем), но зато в этом положении могут наноситься рубяще-режущие удары, эффективные в ближнем бою. При ударе справа обратный хват будет только у правой руки, при ударе слева обе руки переходят на обратный хват.
С обратным хватом могут наноситься короткие колющие удары и добивающие удары сверху вниз. А также удары за спину.
Прямой колющий удар может наноситься при различном положении плоскости клинка: режущей кромкой вниз (самый распространенный), вбок (при соскальзывании такого удара он может дополнительно наносить режущее воздействие), вверх.


3. Блок и удар. Рубящий удар может трансформироваться в блокирующий. При этом движение тела и рук в целом сохраняется, но возникает необходимость изменения захвата рукояти, когда ладонь перемещается со стороны рукояти, продолжающей тупую кромку катаны, на противоположную сторону рукояти. Таким способом разогнанный для удара клинок в полете переворачивается незаточенной кромкой и отражает ей удар меча противника.


4. Удар рукоятью меча. В тех случаях, когда используется обратный хват рукояти, вариации бункай могут быть дополнены ударом тыльной стороны рукояти. Для тяжелого меча удар одной рукой в этом случае нецелесообразен. Такой удар теряет силу и оставляет свободную руку без работы. Он может наноситься только в порядке усложнения бункай – с воспроизведением сложной боевой ситуации, когда одна из рук захвачена или сама совершает захват противника.
 


Хэйян-шодан


Бункай хэйян-шодан с катаной позволяет отработать несколько простейших ударов и блоков:
1.Удар (блок) в нижний уровень (атака ног противника или блокирования атаки противника в нижний уровень).
2. Колющий удар с шагом вперед (аналог ой-цуки).
3. Рубящий удар сверху.
4. Верхний блок (аналог дзедан-укэ). Данный блок ставится тыльной стороной катаны под удар оружия противника с расчетом, что этот удар разгоняет катану для нанесения рубящего удара сверху (или сбоку).
5. Боковой рубящий удар (или блок) изнутри наружу (аналог шуто-укэ) и снаружи внутрь (аналог агэ-укэ). В последнем случае имеет смысл заменить удар на рубящий сверху по диагонали (вдоль оставшейся сзади назад ноги). Удар снизу вверх в данном случае слишком неудобен, а удар в верхний уровень по горизонтали несколько сложнее и вводится в бункай для хейян-нидан.


Сочетание ударов и блоков в бункай хэйян-шодан складывается в несколько простейших связок:
1. Блок-удар в нижний уровень + колющий удар в средний (или верхний) уровень с шагом вперед.
2. Блок-удар в нижний уровень + рубящий удар сверху + колющий удар с шагом.
3. Верхний блок + рубящий удар сверху с шагом вперед.



Видео-версия исполнения бункай хэйян-шодан с катаной - http://www.youtube.com/watch?v=KiVuxMc26qU


Упрощенный вариант первой дорожки может содержать лишь рубящие удары сверху, исключая какие-либо аналоги агэ-укэ. В этом случае замах требует заводить клинок за спину, отчасти прикрывая ее. Недостаток защитных действий при этом компенсируется скоростью серии рубящих ударов.
Во второй дорожке бункай, приближенный к ката, предполагает серию колющих ударов. Однако эти удары больше подходят для завершения комбинации. Поэтому в бункай предлагается заменить второй укол рубяшим ударом сверху. В этом случае без существенного усложнения возникает более связанная, быстрая и эффективная комбинация.
 
 
 
 
Хайян-нидан


При исполнении бункай в данном случае в большом количестве присутствуют рубящие блоки (удары) в средний уровень изнутри наружу (аналог шуто-укэ), а также комбинации: мягкий отводящий блок изнутри наружу с переводом движения меча в колющий удар.
В дополнение к элементам бункай для хэйн-шодан возникает удар ногой,  отбрасывающий противника, пораженного боковым рубящим и или прямым колющим ударом. Если комбинация диктует переход к блокированию атаки с противоположной стороны, для отбрасывающего удара удобно оставить еко-гэри. При этом ударе корпус уже наполовину развернут к противнику, чья атака ожидается с противоположного направления.


Удар маэ-гэри в обратной дорожке снимает противника с меча после колющего удара (для этого удар должен сочетаться с рывком меча на себя) и обеспечивает начало следующей комбинации (следующий колющий удар). Перед колющим ударов в соответствии с ката могут быть использованы движения, отводящие оружие противника: круговое вращение клинка вокруг оси, направленной к противнику с общим направлением клинка в ту же сторону.


Заключительная комбинация сочетает верхний блок с боковым режущим ударом в верхний уровень. При этом блок и удар могут иметь противоположное направление в сравнении с первой дорожкой бункай для хэяйн-шодан. Для этого блок должен быть несколько задержан, а лезвие меча вынесено к другому плечу – тому, что движется вперед при смене стойки.



Видео-версия исполнения бункай хэйян-нидан с катаной -  http://www.youtube.com/watch?v=MUKbJurFMyU


Удар еко-гэри может применяться как отдельный боевой элемент или служить для отбрасывания пораженного противника. Варианты нанесения удара мечом перед его-гэри могут быть разными. Это может быть удар из переходной стойки камаэ, которая вводится после колющего выпада для нанесения удара  в сторону противника, атакующего со спины. Это может быть боковой рубящий или колющий удар из дзенкуцу-дачи в направлении атакующего противника. В последнем варианте дзенкуцу-дачи – новый элемент, которого нет в ката. Но именно такая трактовка бункай будет более приближенным к боевой ситуации.
 



 
Хэйян-сандан


Первые движения в бункай хэйян-сандан позволяют отработать два сливающихся в одно движения рубящее-режущих удара снизу вверх и снизу вверх.


В порядке последовательного усложнения в сравнении с хэйян-шодан и хэйян-нидан в бункай вводится несколько комбинаций с обратным хватом меча правой рукой.


В первом случае (первая дорожка) имитируется застревание клинка в доспехах или теле противника после колющего удара.


Освобождение клинка происходит рывком от себя, для чего корпус разворачивается спиной к пораженному противнику и сразу после освобождения меча атакуется второй противник –  с круговым разворотом тела и круговым движением меча и боковым рубящее-режущим ударом в средний уровень с короткой дистанции. (Выдергивание меча от себя позволяет приложить большее усилие за счет невозможности перемещения противника за мечом – его тело упирается в спину атакующего.)


Последующий колющий удар может потребовать изменения захвата рукояти на обычный, но продолжение бункай предполагает сохранение обратного хвата и вторичного поворота к противнику спиной (для выдергивания меча). И далее вторая дорожка бункай сочетает боковые режущие удары с разворотом корпуса и тычковые колющие удары с сохранением обратного захвата рукояти правой рукой.


Завершение обратной дорожки требует в третий раз повернуться к пораженному противнику спиной и выдернуть меч за рукоять рывком от себя. Но при этом поражение второго противника производится ударами меча назад – за спину. Для этого катана обратной (неострой) кромкой скользит по телу в области пояса и удар назад наносится обеими руками. Необходимо нанести два аналогичных удара, прижимая обратную сторону катаны к себе и нанося сильные удары себе за спину.



Видео-версия исполнения бункай хэйян-сандан -  http://www.youtube.com/watch?v=gwztvSWj8R0
 
 



Хэйян-ендан


В бункай для хэйян-сандан повторяются отбрасывающие удары, аналогичные присутсвующему в бункай для хэйян-нидан (аналог ека-гэри). Перед этим ударом также может быть введен боковой рубящий или колющий удар. Новым является дополнительный режущий удар по укороченной траектории со скручиванием корпуса (сильнее, чем в ката при нанесении удара локтем). Упрощенный вариант – повторение рубящего бокового удара. Первый вариант – для ближнего боя, второй – в расчете на отступление противника и более длинную дистанцию.


В этом бункай рукоятка меча используется как ударная поверхность. Ею встречается атака в ближнем бою после первой дорожки, когда требуется разворот к противникам, атакующим сзади. В этом случае нет возможности быстро перебросить меч в сторону противника и рукоять меча направляется  в голову противника по самой короткой траектории. В качестве варианта блокирования атаки в это случае можно предложить аналог агэ-укэ, когда лезвие меча размещается вдоль предплечья и им отбивается оружие противника.


Далее следует отбрасывающий маэ-гэри и боковой режущий удар (как в бункай хэйян-сандан) и либо тычковый удар (как в том же хэйян-сандан), либо добивающий удар сверху вниз.
Сложность представляет обратная дорожка, в которой необходимо исполнить блоки (удары) в средний уровень. Первый удар может быть аналогичным боковому режущему удару с сохранением обратного хвата меча правой рукой или заменяться на блок, при котором в движении лезвие оборачивается в сторону удара противника незаточенной кромкой катаны.  Во втором блоке или ударе обе руки могут быть переведены в обычный хват. Левая рука становится ведущей, позволяя правой вернуться к обычному хвату.


В последней фазе движения правая рука вновь становится ведущей – более нагруженной. Этот переход может быть осуществлен также позднее – в третьем движении.


Завершающая серия движений после колющего удара (вместо захвата головы противника в бункай без оружия) может повторять отбрасывающий еко-гэри из бункай для хэйян-нидан или, приближаясь к хэйян-ендан, заменить удар коленом отбрасывающим маэ-гэри (несколько менее удобным).



Видео-версия исполнения бункай хэйян-ендан с катаной -  http://www.youtube.com/watch?v=5IDD-yWVaCA 
 
 


Хэйян-годан


Комбинации бункай для хэйян-годан не представляют большой сложности в сравнении с предыдущими упражнениями и состоят преимущественно из достаточно простых движений или несколько измененных движений бункай для предшествующих ката.
Дополнительным усложнением может быть нанесение рубящего удара в начальной серии движений, для которого нет аналога в ката. После длинного выпада с колющим ударом можно ожидать атаки с противоположной стороны и, направить в эту сторону боковой рубящий удар из дзенкуцу-дачи (с шириной или без ширины стойки). После этого медленное движение в стойку хэйсоку-дачи с размещением острия меча на предплечье и направлением острия с сторону поверженного противника.
В первой дорожке возникает двойной удар – короткий режущий для ближней дистанции и длинный рубящий (аналог моротэ-укэ). При нанесении второго удара можно сделать подшаг, удлиняющий атаку.


Аналог удара локтем, как и в других бункай, удобнее всего проводить как режущий удар со скручиванием корпуса. В данном случае он применяется при развороте на 180 градусов из киба-дачи в киба-дачи. Вместо удара стопой в ладонь в бункай следует движение, подобное движению в обратной дорожке хэйян-сандан. При этом обратный хват рукоятки не обязателен. Интенсивность режущего движения обеспечивется скручиванием корпуса после перехода в стойку (как продолжение общего крутящего корпус движения).


В отличие от ката, при нанесении удара в прыжке в бункай замах мечом должен сливаться с прыжком. Потому что поднятые с мечом руки в статическом положении мешают прыжку. Если же замах оставляется, то перед прыжком неизбежно движение рук вниз. Это может быть блок или рубящий удар.



Видео-версия исполнения бункай хэйян-годан с катаной - http://www.youtube.com/watch?v=0IkkAvhZFJo


 
 
Бассай-дай


В данном бункай содержатся многие движения из бункай для хэйян. Усложнение вносит комбинация двух быстрых горизонтальных рубящих ударов, которая повторяется несколько раз. В данном случае аналогом блоков будут рубящие удары. Выполнить в данном случае два блокинующих удара (с разворотом меча в сторону удара противника незаточенной кромкой катаны) можно, но это гораздо сложнее.


Интересный удар мечом получается в бункай для яма-цуки. Это длинный колющий выпад с разворотом меча режущей кромкой вверх, который одновременно может быть и блоком. Это удар из длинной стойки, достающий противника на дальней дистанции за счет глубокого наклона корпуса. Им во многих случаях может заменяться обычный колющий удар и в бункай для других ката.


Видео-версия исполнения бассай-дай и бункай с катаной -  http://www.youtube.com/watch?v=6vBr4COY0yo


Видоизменением бункай с приближением его к боевому применению может быть замена возникающей в ката стойки хэйко-дачи на дзенкуцу дачи. В этом случае прямой колющий удар будет более эффективным, а блоку будет защита клинком спины (острой кромкой вверх) с одновременным замахом. При этом повторное движение будет предполагать смену стойки и зеркальное повторение предыдущей комбинации – как в ката.


В данном бункай может быть введен элемент, при котором левая рука держится не за рукоять, а за лезвие клинка. Такая позиция позволяет блокировать рубящий удар противника сверху. Следующие движения заменяют двойной удар по корпусу противника с боков. Отклоняя клинок противника в сторону, ему следует дать соскользнуть по лезвию собственного клинка, но отбросить оружие противника раньше, чем оно коснется руки, удерживающей лезвие. При этом наносится боковой удар рукоятью у голову противника. Обратным движением режущая кромка клинка проскальзывает в области шеи-груди противника, а затем наносится добивающий колющий удар.


Перед завершающим бункай движением вместо отбрасывающего блока руками  можно применить скрытую стойку, при которой катана плашмя приживается к отставленной назад ноге и смотрит острием назад. При этом противник не видит положения меча.


 


***


В целом бункай с использованием катаны резко ограничивает разнообразие комбинаций, которые возможны в ката Шотокан-каратэ-до, но создает ряд сложных технических приемов, которые не могут быть освоены без практики упражнений с мечом. Эти упражнения могут быть основой для отработки применения холодного оружия различных типов и размеров, а также применения палок и шестов.



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100