статьи
  Статьи :: Русский консерватизм
  
  Церковь должна прежде всего выполнять свою миссию
24.06.2010


О взаимодействии Русской Православной Церкви с государством и политическими партиями
29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Русская народная линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, посвященной взаимоотношению Церкви и политических партий. Своим видением данной проблемы поделился в интервью «Русской народной линии» известный русский политик, председатель политической партии «Великая Россия» Андрей Николаевич Савельев. (Ранее свое мнение по этой теме высказал политолог, профессор Московского государственного университета Валерий Расторгуев).



Политическая ситуация в стране может быть различна, соответственно, различно может быть выражено в отношении этой ситуации мнение и поведение Церкви. То, что недопустимо в одной ситуации, может быть допустимо в другой. В общем же случае, высказывание, например, мнения Патриарха перед выборами, в отношении определенной политической группы или конкретного кандидата на государственный пост, будет по меньшей мере некорректным. Люди, причисляющие себя к Русской Православной Церкви, могут состоять как в одной, так и в другой партии, или же сочувствовать им или определенному кандидату. С другой стороны, какая-то экстраординарная ситуация может и должна потребовать мнения Церкви и обращения Патриарха к пастве, если речь идет об опасности для Отечества и Православной веры. 



Я предполагаю, что в Молдавии сегодня нет такой ситуации, когда Церковь может поддерживать исключительно одну политическую партию. Другое дело, есть смысл в обращении к представителям некоторых партий для их вразумления. Потому что быть, например, членом коммунистической партии и одновременно относить себя к Русской Православной Церкви – невозможно без некоторого расщепления в сознании и болезненного мировосприятия. Также совершенно очевидно, что призвать от имени Церкви или от имени отдельного представителя священноначалия к голосованию за те партии, которые так или иначе выступают против Церкви и религии, – дело абсолютно нелепое и недопустимое, как, разумеется, и членство в такого рода партиях. 



Некоторые мировоззренческие позиции, отраженные в программах политических партий, несовместимы с Православной верой. И Церковь должна говорить об этом достаточно открыто и громко, как бы не уважались, например, отдельные парламентарии от КПРФ. Не может также позиция Церкви звучать в пользу «партии власти», которая является адвокатом людей, ежедневно разоряющих страну и совершающих аморальные поступки.



Вообще отношения с партиями, действующими на данный момент в России, – вещь достаточно сомнительная. Все партии управляются из единого центра. Если Московская Патриархия будет взаимодействовать только с парламентскими партиями, это будет означать, что подавляющее число политиков, связанных с русским национальным движением, будет вне диалога с Церковью. В то же время надо понимать, что нельзя полностью отождествлять образ политических партий с теми людьми, которые состоят в этих партиях. Там могут быть люди, действующие бессознательно, заблудшие овцы, которых нужно возвращать в лоно Церкви и в адрес которых можно делать заявления от ее имени.



Церковь не есть нечто оторванное от паствы, от собственно церковного народа. Что это за народ? Что из себя представляют современные прихожане? К каким партиям они принадлежат? Насколько их воззрения соответствуют воззрениям Церкви не только на момент молитвы, но и в повседневной жизни? Но эти вопросы следует адресовывать не только народу, но и церковной иерархии. Насколько она сама соответствует замыслу Церкви, замыслу Христа? Безусловно, земная Церковь не может быть идеальна в каждом своем проявлении, - составляют Церковь люди, а земной человек по определению грешен. Поэтому, прежде чем наставлять какие-то политические партии, недурно было бы, как говорится в басне Крылова, и «на себя оборотиться» и понять – какие политические идеалы могут соответствовать Православной вере, а какие – несовместимы с ней ни при каких условиях и обстоятельствах. Понимание этого существующего барьера должно привести в конце концов и к определенным декларациям и выработанной позиции по вопросу взаимодействия Церкви и государства. 



Невозможно представить себе сегодня, чтобы Церковь сориентировалась в пользу какой-то одной «официальной» политической партии в России. И тем не менее такая ориентация возникла. Под угрозой авторитет священноначалия Русской Православной Церкви. Если иерархи и далее будут столь близко взаимодействовать с теми людьми государства, которые несут прямую ответственность за катастрофическое положение вещей в нашей стране, то это, может, и повысит авторитет Церкви среди административных лиц и партийных лидеров, зато в народе она авторитет точно утратит и будет дискредитирована. Этот момент нужно строго учитывать. 



Отдельный священник также не вправе высказывать свою поддержку или негативное мнение о тех или иных партиях или их представителях, допустимо это только в исключительных случаях. Например, если известно, что лицо, которое баллотируется на государственный пост, замечено в таких-то неблаговидных, а то и антицерковных действиях. Или же наоборот, - когда какой-то человек известен как поборник Православия и покровитель Церкви. Когда священника об этом спрашивают, он не сможет избежать ответа на вопрос или сказать, что он этим не интересуется, а Церковь «вне политики». Священник несет огромную ответственность за сказанное слово и совершенное действие, и потому служителю Церкви следует весьма осторожно и внимательно подходить к вопросом государства и политики.



Включение Церкви в политическую жизнь возможно, но действительно в чрезвычайной ситуации, когда стоит вопрос о судьбе страны и чистоте веры. Церковь не должна является посредником в межпартийных распрях и мирских делах, так же, как не должна решать коммерческие и иные сугубо земные вопросы. Церковь должна прежде всего выполнять свою миссию – соединять людей с Богом. Если эта миссия в каком-то смысле предусматривает диалог с партийными структурами и органами государственной власти, то этот диалог возможен. Но ни в коем случае - не с целью на какую-то чашу весов в партийной борьбе положить свой авторитет. Есть большая вероятность, что как раз в этот момент авторитет Церкви улетучится. От этого хотелось бы излишне политизированные круги предостеречь.

 

Андрей Савельев, председатель политической партии «Великая Россия», доктор политических наук, специально для «Русской народной линии»




  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100