статьи
  Статьи :: Переосмысление истории
  
  От Адама до Потопа, от Потопа до Троянской войны
28.01.2014


Эллинские и библейские генеалогии "мифологических" времен

Генеалогические изыскания в истории Эллады обнаруживают связь с библейскими персонажами – весьма слабую, но все же существующую.


Узловым персонажем в этом вопросе является пастух Евер (Эвер – «странник», ивр., Евр – «восточный ветер», др. гр.). В греческой мифологии Евер – отец прорицателя Тиресия, который отмечен не только знанием воли богов (свой дар он получил в порядке компенсации за слепоту, наступившую как наказание за узрение наготы Афины), но и посмертной способностью мыслить, говорить, иметь память – именно таким Тиресия встречает Одиссей в Аиде.


Затем, в греческой мифологии род Евера пресекается. У Тиресия есть только дочь Манто, ставшая одной из сивилл-прорицательниц. От критянина Ракия (Лакия) сына Мопса, от Алкмеона (правнука царя лестригонов-каннибалов) сына Амфилоха. Сыновья Манто воевали в восточных землях, но потом не поделили царскую власть и убили друг друга. По крайней мере, сведений об их потомстве в греческой генеалогии нет.


По ветвям генеалогии можно судить, что Евер был современником похода Геракла против Трои, Тиресий – похода «Семеро против Фив», а Манто -  и ее дети – Троянской войны. По восточной мифологии Евер-Эвер был современником Вавилонского столпотворения, единственным из потомков Ноя, который не принял участия в строительстве Вавилонской башни, а потому сохранивший языковую преемственность. Евер – сын Сала, внук Каинана, правнук Арфаксада, праправнук Сима, прапраправнук Ноя. Арфаксад (Арпахшад) является прародителем одного из племен царских скифов – сколотов, и его имя в скифском эпосе (по Геродоту) – Арпоксай. По нисходящей генеалогии Евер – предок Авраама и Иисуса Христа.


Из греческих и восточных генеалогий мы видим, что связь между Европой и Азией едва прослеживается даже сюжетно: лишь через своего супруга Алкмеона Манто связана с существенным эпизодом греческой истории: «Походом эпигонов» против Фив. Отец Алкмеона царь Аргоса Амфиарай (соправитель и конкурент Адраста), зная, что предшествующий поход – «Семеро против Фив» - закончится катастрофой, завещал сыновьям отомстить своей жене Ерифле, которая подвигла его на этот поход. Сыновья Алкмеон и Амфилох (не от Манто, а от нимфы Каллирои) выполнили волю отца, но на них генеалогия также обрывается. У Алкмеона были сыновья Акарнан и Амфотер известны только тем, что отомстили одному из аркадских владык за убийство отца, а потом отправились в Эпир и основали там города.


Скорее всего, даже аналогия Евера и Эвера – чисто умозрительная. Евер либо пришел с Востока, либо происходил из восточных территорий (реэмигрант из колонизуемых эллинами территорий).
















































































































 


Эллины


Библия


Скифы


 


Эллин


 


 


 


 


 


 


Эол


 


 


 


Ной


 


 


Крефей


 


 


 


Сим


Таргитай


 


Амифаон


 


 


 


Арфаксад


Арпоксай


 


Мелампод


Биант


 


 


Каинан


 


 


Антифат


Талай


 


 


Сал


 


Троянский поход Геракла


Экл


Адраст,


 


Эрифла


 


Евер


Эвер


 


Поход Аргонавтов


Поход «Семеро против Фив»


Амфиарай


Тиресий


 


Фалек


 


«Поход эпигонов» Троянская война


Амфилох


Алкмеон +


Каллироя


Манто


Ракий (Крит)


Рагав


 


 


Акарнан


Амфотер


Амфилох


Мопс


Серух


 


 


 


 


 


 


Нахор


 


 


 


 


 


 


Фарра


 


 


 


 


 


 


Авраам


 


 


Отсутствие генеалогических связей «верхов» эллинских династий не означает отсутствие связей с Востоком вообще. Напротив, ксенические связи довольно хорошо известны по классическому периоду Древней Греции. Немудрено, ибо ионийские греки были самым существенным фактором истории Малой Азии на протяжении столетий. Но и «мифологический» период знает множество имен, указывающих на восток: на Евр - мы видим в греческих генеалогиях множество имен: Евриал – племянник Адраста прославился под Троей, Еврисфей – царь Микен, которому служил Геракл, Еврисфен – отец Агиса, основателя династии Агиадов – спартанских царей. Еврикрат – спартанский царь, Еврипид – греческий трагик. Критские генеалогии связаны с Европой – супругой Зевса и одновременно царя Астериоя, отца Миноса, деда Ариадны. Внук Миноса – Евримедонт.


Вторая связка между генеалогиями может быть прослежена «по потопам», и она совершенно иначе сопоставляет их между собой, чем в предыдущем примере, который опровергается.


Всемирный потоп при Ное и обнажение морского дна при Моисее (во время исхода из Египта)  – две реперные точки, разделенные 16 поколениями (по восточным генеалогиям). Древнегреческая история знает два потом – Огигов потоп (Огиг – царь Элевсина), уничтоживший древнее население Аттики, и Девкалионов потоп, заливший Фессалийскую равнину.


Евсевий Кесарийский (римский историк 3-4 вв. н.э.) рассчитал время, прошедшее между двумя этими потопами – 260 лет. Евсевий жил в столице Палестины (после разрушения Иерусалима) – Кесарии, а поэтому обладал наибольшей на то время информацией, включая библейскую. Расхождение с библейской генеалогией достаточно существенное. Что означает необходимость проверки: либо библейская генеалогия искусственно удлинена, либо ошибся Евсевий.


Микенские генеалогии, к которым относится Девкалион, давший имя потопу в Фессалии, достаточно подробные, но их достоверность сомнительна в силу смешения царей по имени Минос. Вероятнее всего, Минос – это даже не имя, а статус, обозначавший правителя. Наиболее известный Девкалион связан с событиями Троянской войны, в которой участвовал его сын Идоменей – персонаж с достаточно богатой биографией. Свидетельства о нем имеются не только в «Илиадое» Гомера (помимо боевых эпизодов – получение приза в кулачных состязаниях на погребальных играх по Патроклу без борьбы – никто не рискнул с ним соревноваться), но и с последующей традицией, в которой описывается трагедия: приемный сын Идоменея Левк ради власти убивает его детей и его жену Меду (сестру Пенелопы, жены Одиссея), а потом изгоняет и самого Идоменея, успешно вернувшегося из-под Трои.


Таким образом, Девкалионов потоп должен был произойти за поколение до Троянской войны? Ведь Идоменей на Троянской войне уже «поседелый воин», а рожден он после потопа. Тогда Девкалионов потоп был бы за 40-50 лет до начала Троянской войны. То есть, в середине XII в. до н.э.


В Троянской войне участвует Амфилох, брата Алкмеона (см. схему). Идоменей также участник Троянской войны. Следовательно, Девкалионов потоп примерно совпадает по времени с походом Аргонавтов и походом «Семеро против Фив»? Мы должны либо сдвинуть библейскую иерархию и совместить Моисея со временами аргонавтов, и тогда связку генеалогий через Евера признать несостоятельной, либо сократить библейскую генеалогию на десяток поколений. В последнем случае получится слишком короткий промежуток – шесть поколений, который сильно отличается от данных Евсевия Кесарийского.


Секст Юлий Африканский (римский историк, 3 в.) считал, что Огигов потом совпадет с исходом евреев из Египта. Тогда библейская генеалогия поднимается еще выше по отношению к эллинской и уходит во времена, о которых какие-либо данные в античной мифологии отсутствуют – Троянская война оказывается отстоящей от Ноя на 25 поколений или примерно на 6 веков. Тогда Ноев потоп приходится примерно на рубеж 2 и 3 тыс. до н.э. Разумеется, с тех пор не могло сохраниться никаких генеалогий, а имеющиеся – чистая выдумка.


У нас есть еще одна генеалогия, сопряженная с Девкалионовым потопом, по которой мы можем отсчитать «дистанцию» до Троянской войны. Она связана с именами прародителей эллинов – Триопа, Кекропа и Карная. Кекроп и Карнай – первые афинские цари, соединившие отдельные аттические поселения. Триоп – завоеватель Фессалии после потопа. И здесь мы встречаем другого – более раннего Девкалиона. Эта генеалогия представляется верной, поскольку Минос оказывается на поколение старше Тесея, что соответствует мифу о визите Тесея к Минотавру – на Крит, где правил Минос. Правда Автолик явно не попадает ни в учителя Геракла (современника Миноса), ни в деды Одиссея через его мать Антиклею (Троянская война) ни в деды (по матери) Ясона. Плюс «поздний» Девкалион оказывается далек от Троянской войны. Нам придется либо признать выдуманной историю с Девкалионом и его сыном Идоменеем, либо признать фигуру Автолика лишней в генеалогии. Пожалуй, лучше пожертвовать борцом, охотником и хитрецом Автоликом, мысленно перенеся его во времена Геракла и Одиссея, но вне родовых генеалогий эллинов.


Чтобы избежать этого несоответствий, нам нужно усомниться в полноте генеалогии рода Доридов – в нем явно не хватает двух звеньев, чтобы Идоменей стал современником Агамемнона и Менелая, участником Троянской войны. Мы вводим вместо одного Миноса – трех. С этой поправкой мы удалим Девкалионов потоп от Троянской войны на 9 поколений. И тогда Девкалионов потоп точно попадает во времена Ноя по предыдущей таблице. А Моисей – во времена Ликурга.














































































































Девкалионов потоп


Лелег


Триоп


Девкалион


 


 


 


 


 


Милет


Эрисихтон


Амфиктион


Эллин


 


 


Война за Элевсин


Эврот


Мнестра +


Автолик (?)


Эрехтей


Эол


Дор


 


 


Спарта+


Эвригаил


Кекроп II


Крефий


Тектам


 


Лакедемон


 


Амикл


Халкиопа+


Геракл


Пандион


Эсон


Астерой


 


Поход аргонавтов


Аргал


Фессал


Эгей


Ясон


Минос I


 


Визит к Минотавру


Кинеф


Тантал


Тесей


 


Минос II


 


 


Эбал


Пелоп


 


 


Минос III


 


 


Тиндарей


Атрей


 


 


Девкалион


 


Троянская война


Елена


Клитемнестра


Менелай


Агамемнон


 


 


Идоменей


 


 


Эригона+Орест + Гермиона


 


 


 


 


Вторжение Гераклидов


Пенфил


(Лесбос)


Тисамен (Ахайя)


 


 


 


 


 


По генеалогические таблицам эллинов получается от Моисея до Христа – около 33-34 поколения. По библейской генеалогии – 29 поколений. Не такая уж большая ошибка.


Научные данные о «потопах» относят резкий подъем уровня Черного моря (на 140 м) к середине 4 тыс. до н.э. (5,5 тыс. лет назад). При этом, правда, нарастание площади моря произошло в основном на север – на равнинные территории. Глобальный же «потоп», связанный с повышением уровня океана, произошел 8 тыс. лет назад и не может быть отправной точкой для привязки к историческим или мифологическим персонажам. Оба этих «потопа» слишком далеки от библейской мифологии, и могут быть «притянуты» к ней лишь искусственным представлением о том, что библейские персонажи (прежде всего, библейские патриархи) жили сотни лет, при этом порождая потомство только в самые преклонные свои годы –столетними старцами.


Из этих и множества других соображений следует, что Ной и Моисей – неисторические персонажи. Это собирательные образы, которые сложены в общую генеалогию с помощью соединения мифов разных народов. Что же касается «потопов» эллинских времен, то они вполне могут быть историческими – локальными наводнениями. В особенности Девкалионов потоп, который залили Фессалийскую равнину, собрав переполненные дождями стоки рек со всех окрестных гор. Ноев потоп, скорее всего, - калька с Девкалионова потопа. В обоих случаях потоп – кара богов, главный герой спасается на ковчеге и пристает к вершине, не залитой водой.


Мощнейшее извержение вулкана Санторин относится к 1645 до н.э - 1600 до н.э. Следующее  мощное извержение произошло примерно в 1380 до н. э. Разрыв в 220-245 лет – вполне соответствует расчетам римлян периода между Ноевым потопом и Моисеевым исходом (с тьмой египетской). Но эти датировки не соответствуют генеалогиям, из которых первое извержение Санторина вообще выпадает и относится, вероятно, к первой катастрофе, подорвавшей критскую цивилизацию. Зато второе извержение вполне подходит для Девкалионова потопа, который был ранее Троянской войны на два века или немногим более.


Библейская хронология очень точно относит всемирный потоп к 2104 году до н.э. Древнейший перевод Торы на греческий (Септуагинта) дает еще более раннюю датировку - 3248 г. до н.э. или 20 годами ранее (по разным спискам). Безумное удревнение связано с фантастическим временем жизни библейских персонажей (800-900 лет) и рождением детей в немыслимом возрасте (130 лет у Адама, 187 у Мафусаила, 500 лет у Ноя). Если мы вернемся к разумному возрасту для всех, кого включают генеалогии, то от Адама до Ноя проходит 9 поколений. И тогда первый взрыв Санторина приходится как раз на времена Адама.


Определив время Моисея – IX-VIII в. до н.э., мы можем поискать в древней истории такой катаклизм, который позволил «евреям» (смешанному населению многих восточных народов) пройти «по морю аки по суху». Раскопки в г. Асоре (известном тем, что его сжег Иисус Навин, и датировка этого разрушения, вероятно, требует пересмотра) дали время разрушения города около 760 г. до н.э.


Области Палестины вблизи Иорданского рифа, обозначающего разлом земной коры, действительно сейсмически активны. У древних греков землетрясения ассоциировались с колебаниями моря: Посейдон – «Земли колебатель». Морское землетрясение, действительно, могло обнажить прибрежный участок земли, а потом обрушить на него цунами.


Еще один из возможных катаклизмов – извержение Везувия, которое приходится на VIII в. до н.э. Расчеты показали, что Везувий до этого извержения был вдвое выше, чем в наши времена, а извержение, повлекшее за собой гибель Помпеи, было не столь масштабным. Извержение Везувия могло быть частью общего увеличения сейсмической активности в восточном Средиземноморье.


 



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100