статьи
  Статьи :: Политическая мифология
  
  Кинопропаганда против киноискусства
03.01.2015


В выходные посмотрел с разрывом в день два фильма на военную тему. Первый – «Боевой конь» Спилберга (о Первой мировой), второй – «Ярость» малоизвестного Эйера (о Второй мировой). Первый – во всех отношениях искусство, второй – форма пропаганды, которую усугубляет любимец публики Брэд Пит, которому в кино можно то, что никому не простили бы в здравом уме и в реальной жизни.


В первом фильме переживание войны человеческое – действуют англичане, французы, немцы с человеческими лицами и чувствами. И нет идиотского «образа врага», который присутствует во втором фильме, следующим худшим традициям голливудовщины. Тут непонятно чем разъяренные американцы и превращенные в мишени для стрельбы немцы – почти сплошные силуэты. Кажется, что даже применение американцами снарядов с белым фосфором представлено неслучайно: автору и его благодарным зрителям надо не только убивать, но убивать мучительно.


Пропаганда не знает человеческого лица у противника, не мыслит причин войны и не числит за своими преступлений. Именно такова теперь пропаганда путинская и порошенковская. Она превращает людей в идиотов, и образец такого идиота – яростный героя Брэда Пита, который волей режиссера дважды совершает тягчайшее военное преступление – убивает пленных. Почему? Ах, он эсэсовец… Ну, тогда – без суда и следствия! Точно так же современные патриЁты готовы мысленно поубивать всех подряд, пользуясь самыми примитивными критериями.


Фильм «Боевой конь» полон любви к жизни, ощущения трагедии войны, «Ярость» - сплошной натурализм, особенно густо на этот раз перепачканный весенней грязью. Все в грязи – и это кажется режиссеру отражением сути войны. А ради чего война? Чем так разъярены американские танкисты? Явно выдуманными в оправдание их преступлений кадрами, где вдоль дороги на столбах висят гражданские лица с табличками: «Я не хотел защищать Германию». Что это режиссер наковырял в своих мозгах, не вызывает сомнений. Других поводов для ярости просто нет.


В «Боевом коне» индивидуальность – человечна, а коллективное действие безумно. В «Ярости» все наоборот: коллективные действия рациональны, а индивидуальные – глубоко аморальны, циничны и безобразны. В каком-то смысле Пит повторяет карикатурный образ другого своего героя – из «Бесславных ублюдков». Такое впечатление, что режиссер понял эту злую карикатуру как удачную находку Квентина Тарантино, и представил Питу возможность вновь пачками уничтожать немцев. Это сладострастие в показе массовых убийств с летящими всюду ошметьями человеческого мяса – прочно укоренившаяся киношная шизофрения. А что убивать надо именно немцев – прорыв гнойника под названием «холокост».


Нельзя сказать, что фильм «Ярость» бездарен. Он отличается от примитивных поделок, вроде «Рембо», множественностью хорошо прописанных образов второго плана. Но все они проявляют что-то человеческое крайне ходульно. Это все те же «бесславные ублюдки», которые воплощают страсть к убийству тех, кого принято считать врагами. И пусть все враги убиты еще дедами нынешних зрителей, им нужна именно бессмысленная ярость, чтобы оправдать убийства, которые еще впереди, оправдать войну и ее жертвы. Это сознание людей, уверенных, что в отношении противника все позволено. Ибо это «фашисты». А что такое «фашисты»? Это неважно, это никого не интересует.


Подобный подход мы видим в пропаганде, которую ведут российские СМИ, готовящие сознание людей к тотальной войне: взаимная ненависть закипает без всяких причин – разгорячаясь только лживыми сообщениями и сфабрикованными оценками потенциального или уже реального противника. Нас хотят направить друг на друга, чтобы враждебные нам олигархии продолжали править и владеть национальным богатством, которое они разграбили или еще формально числят как наше общее достояние, но пользуются им без нас. Враг – это «националисты». Что это значит? Ничего. Это просто слово. Их надо убивать, и в этом уверились многие из тех, кто трудно переносит вечер без теленовостей. «Укропы», «колорады», «ватники» - тот же набор слов, который призван оправдать любую гнусность. И когда вспыхивает вооруженный конфликт, подобные конструкции в сознании позволяют легко переступить законы Божеские и человеческие – убивать без суда, глумиться над трупами, унижать пленных, применять пытки при допросах и так далее. Все это кажется «суровой необходимостью», хотя на самом деле – разнузданная бесовщина.



  Комментарии читателей



Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100